Семён Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 года в городе Слуцке Минской губернии Российской империи (ныне - Минская область, Республика Беларусь) в семье кузнеца.
С 1917 года в течение двух лет Семён Ариевич получал образование в коммерческом училище города Слуцка. В целях оказания помощи своей большой семье, Косберг С.А. был четвертым ребенком из девяти, с 16 до 22 лет Семён Ариевич работал кузнецом и мастером по металлу в кузнице своего отца, одновременно с этим (1922 - 1924 гг.) посещал вечерние общеобразовательные курсы, где и получил среднее образование.
Позже два года проходил срочную службу в рядах Красной армии. После демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде.
Семён Ариевич Косберг
Свой путь в авиацию Семён Ариевич начал в 1927 году, поступив в Ленинградский политехнический институте им. М.И. Калинина (ЛПИ) на кораблестроительный факультет, на авиационную специальность (с 1929 года выделен в отдельный факультет). Летом 1930 года ЛПИ был разделен на отраслевые вузы, и Косберг С.А. был переведен вместе с факультетом в Москву во вновь образованное на его базе Московское Высшеее Аэромеханическое училище (ныне - «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», где в том же году Семён Ариевич защитил свой диплом.
В 1931 году Косберг С.А. начал свою работу в Центральном институте авиационного моторостроения (ныне - Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела. Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска.
В составе группы инженеров Семён Ариевич изучал зарубежный опыт, разрабатывал и испытывал систему непосредственного впрыска для авиационного двигателя М-34 (спроектированы, изготовлены и испытаны несколько агрегатов различной конструкции).
В период 1936-1939 года появляются первые научные статьи Семёна Ариевича.
Семён Ариевич Косберг
К 1940 году Косбергом С.А. были решены вопросы создания систем автоматики и регулирования агрегатов непосредственного впрыска, а также технологии их изготовления.
Применение этих систем при работе авиационных двигателей давало возможность достичь увеличения их мощности, повышения экономичности, улучшения эксплуатационных качеств, надежной работы при боевых эволюциях самолёта. Эти преимущества послужили основанием для их разработки и внедрения в авиационную промышленность.
В 1940 году Косберг С.А. назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (ныне - АО «Машиностроительное производственное объединение имени И. Румянцева») и начальником конструкторского бюро по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе.
Авиационный двигатель М-34 и его разработчики
С началом войны в 1941 году ОКБ завода № 33 при эвакуации в Сибирь, в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники, разделяют на два самостоятельных предприятия одно из которых переносится в город Бредск Новосибирской области на завод № 296 имени Ф.Э. Дзержинского (ныне - АО «Конструкторское бюро химавтоматики»). С 13 октября 1941 года завод самостоятельное предприятие и получает наименование ОКБ-296, а его главным конструктором становится Косберг С.А.
Авиационный двигатель АШ-82ФН
В тяжелейших условиях Сибири небольшая группа людей, возглавляемая Семёном Ариевичем, в кратчайшие сроки создала и запустила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН. Благодаря разработке удалось существенно улучшить характеристики двигателя, что позволило отечественным истребителям сравняться в скороподъёмности, скорости, дальности полета и маневренности с лучшими представителями немецкой авиации («Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109»).
С. А. Косберг
В годы Великой Отечественной войны агрегат НВ-ЗУ стал устанавливаться на всех недавно созданных поршневых двигателях самолетов (Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ту-2Д), а в послевоенные годы на двигатели истребителей - Ла-9, Ла-11 и пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14.
С 1941 по 1952 год помимо одиннадцати вариантов и сорока модификаций агрегатов НВ в ОКБ под руководством Косберга С.А. было разработано и передано в производство десять типов серийных и семнадцать типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, тридцать один тип рабочих и четыре типа пусковых форсунок для реактивных двигателей.
По окончанию Великой Отечественной войны ОКБ было перебазировано в город Воронеж, и стало именоваться ОКБ-154. К этому времени на смену поршневым пришли реактивные двигатели. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей.
В связи с тем, что в СССР в то время бурными темпами начало развиваться ракетостроение, Семён Ариевич решил, что руководимому им ОКБ необходимо осваивать новую тематику.
Полученный ОКБ опыт разработки пусковых стартеров на жидком топливе, включавших в себя значительную часть агрегатов, применяемых в жидкостных ракетных двигателях - ЖРД (газогенератор, турбина, насосы, органы регулирования и управления), был использован для перехода к более высокой ступени развития двигателестроения - к созданию авиационных ЖРД.
В 1954-1958 годах усилиями ОКБ были разработаны несколько опытных жидкостных реактивных двигателей, Д-154 и СК-1 9 (оба двигателя предназначались для самолёта-истребителя Е-50А). При создании СК-1, работавшего на жидком кислороде и этиловом спирте, была использована камера сгорания, разработанная в ОКБ Королёва С.П.
ЖРД РД-0105
Следующим изделием ОКБ-154, разработанным под руководством Косберга С.А. стал первый в стране ЖРД с регулируемой тягой многоразового использования СК-1К. Двигатель является первым ЖРД включающий газогенератор, работающий на основных компонентах топлива.
В 1957-1960 годах ОКБ Косберга С.А. занимается разработками и исследованиями в направлении ЖРД с регулируемой тягой. В эти годы был создан ЖРД РД - 0200 (для второй ступени ракеты созданной коллективом ОКБ № 301), работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива, таким образом, впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги (прошел лётные испытания и передан в серийное производство). Позже разработан ЖРД РД-0201 для зенитной ракеты, созданной в КБ Петра Дмитриевича Грушина (советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий).
ЖРД РД-0108
10 февраля 1958 года произошло знакомство конструктора с другим выдающимся инженером Сергеем Павловичем Королёвым. Эта встреча ознаменовала начало их плодотворного сотрудничества. Совместно с ОКБ-1 Королёва С.П. за рекордный срок в 9 месяцев, ОКБ Косберга С.А. в 1959-1960 годах был разработан кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.
РД-0105 позволил увеличит массу выводимых на орбиту грузов от 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости, что позволило осуществить полёты космических объектов вокруг Луны и на Луну, облет Луны с фотографированием её обратной стороны. За весомый вклад в это достижение Косбергу С.А. была присуждена ученая степень доктора технических наук, а также в честь него назван кратер на обратной стороне Луны.
Новой самостоятельной разработкой ОКБ-154 стал кислородно-керосиновый жидкостной реактивный двигатель РД-0109 для третьей ступени ракеты-носителя «Восток» (8К-72К - модификации Р-7), с помощью которой были выполнены задачи мирового значения, и прежде всего - (запуск 12 апреля 1961 года) в космическое пространство первого пилотируемого корабля-спутника «Восток».
В дальнейшем разработками ОКБ-154 стали более мощные кислородно-керосиновые ракетные двигатели: РД-0107 для третьей ступени ракеты-носителя «Восход» (11А57); РД-0108 и на его базе существенно модернизированный двигатель РД-0110 для третьей ступени ракеты-носителя «Союз» (11А511). По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники.
Брежнев Л.И. и Косберг С.А.
С помощью ракеты-носителя «Восход» на околоземную орбиту были выведены многоместные космические корабли «Восход» и «Восход-2». Наиболее широко эта ракета-носитель использовалась для запусков спутников-разведчиков «Зенит», созданных на базе космического корабля «Восток».
В свою очередь, ракеты-носители «Союз» осуществляют задачи по выведению на орбиту пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и грузовых транспортных кораблей «Прогресс» для обеспечения эксплуатации орбитальных станций.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1960 года «За разработку и постановку на вооружение первой термоядерной головной части межконтинентальной баллистической ракеты Р-7» Семёну Ариевичу была присуждена Ленинская премия.
17 июня 1961 года Косбергу С.А. за успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
За выдающийся личный вклад в развитие и производство авиационного оборудования Косберг С.А. был награждён: орденами «Знак Почёта», Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.
Жизнь Семёна Ариевича трагически оборвалась 3 января 1965 года, через несколько дней после автомобильной катастрофы, в которой он получил серьёзные травмы.
Памятник на могиле Косберг С.А.
Семён Ариевич Косберг похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Мемориальная доска в городе Воронеж
В честь Семёна Ариевича названы улицы в Воронеже и Слуцке.
На одной из вершин массива Уллу-Тау-Лацга (горный массив Центрального Кавказа) на высоте более четырех километров установлена мемориальная доска в честь столетнего юбилея со дня рождения Косберга С.А.
В 1999 году на территории АО «КБ химавтоматики» в Воронеже открыт бронзовый бюст Косберга С.А.
Советник РАРАН
В.В. Истомин