10 октября 1948 г. на Государственном центральном полигоне Капустин Яр был осуществлен успешный пуск первой отечественной управляемой баллистической ракеты Р-1. Стартовая масса ракеты Р-1 составила 13,4 т., дальность полета - 270 км., снаряжение - обычное взрывчатое вещество массой 785 кг. Баллистическая ракета дальнего действия Р-1, впоследствии получившая индекс 8А11, положила начало развитию всех основных направлений отечественного ракетного вооружения.
Началом работ по созданию ракеты Р-1 принято считать Постановление Совета Министров СССР от 14 апреля 1948 г. № 1175-440 о создании первой ракеты из отечественных материалов на базе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2). Ракета создавалась в Государственном научно-исследовательском институте реактивного вооружения (НИИ-88, в наст. время - Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, г. Королев Московской области) под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева и его первого заместителя Алексея Яковлевича Щербакова.
В создании ракеты Р-1 были заняты 13 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и 35 заводов. Многие вопросы приходилось решать впервые. Ракета имела жидкостный маршевый двигатель РД-100 конструкции В.П. Глушко (ОКБ-456). Стартовое устройство - стационарный наземный стол - создавался под руководством главного конструктора В.П. Бармина (ГСКБ «Спецмаш»). Система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура были разработаны главным конструктором автономных систем управления Н.А. Пилюгиным (НИИ-885) и В.И. Кузнецовым (НИИ-944).
Недостатки ракеты А-4 (ФАУ-2), выявленные в процессе ее летных испытаний, а также почти полное отсутствие теоретических материалов с обоснованием принятых технических решений потребовали при создании ракеты Р-1 такого объема работ, который обычно необходим при разработке новой конструкции.
Фрагмент из записки Н. Яковлева, Д. Устинова, И. Серова, В. Терентьева, Н. Воронцова, Н. Кочнова, М. Сукова, С. Ветошкина «О проведении во исполнение Постановления Совета Министров СССР опытных пусков ракет А-4 (ФАУ-2)»
Например, при подготовке советскими специалистами ракеты А-4 (ФАУ‑2) к лётным испытаниям отмечались многочисленные эпизоды негерметичности, отказы из-за низкого качества покрытий и материалов. В связи с этим при разработке ракеты Р-1 необходимо было решить проблему обеспечения длительной сохранности её конструкции, заключавшуюся в создании не только надёжных защитных покрытий, но и в принципиально новом подходе к выбору неметаллических материалов с повышенным ресурсом, исследований коррозионной стойкости конструкции и разработке методов защиты металлических конструкций от коррозии. Конструкции хвостового и приборного отсеков были существенно переработаны с целью усиления. Также были использованы другие материалы: в немецкой ракете применялось 86 марок и сортаментов стали и 59 - цветных металлов, в Р-1 - соответственно 32 и 21.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии были использованы двигатели ракеты А-4 (Фау-2) без каких-либо конструктивных изменений, за исключением замены большей части материалов на отечественные. Также для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4 (ФАУ-2), однако конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения. Р-1 могла нести неотделяемую фугасную боевую часть массой 1075 кг., с массой заряда 785 кг.
Наряду с этим, в ракетах Р-1 частично были использованы трофейные детали, т.к. в этот период в СССР еще не было освоено производство купроксных выпрямителей, двух типов радиоламп, морозостойких резинотехнических изделий, сильфонных шлангов для жидкого кислорода.
Одновременно с ракетой создавался комплекс наземного оборудования для пусков ракеты с предварительно подготовленной в инженерном отношении площадки (бетонирование, закладка фундаментной плиты под пусковой стол, создание укрытий для передвижных дизельных электростанций и других агрегатов, а также выполнение работ по прокладке наземной кабельной сети).
Лётные испытания первой серии ракет Р-1 с комплексом наземного оборудования были проведены в сентябре-ноябре 1948 г. на Государственном центральном полигоне Капустин Яр. Всеми работами по Р-1 руководила Государственная комиссия (председатель - С.И. Ветошкин, технический руководитель - С.П. Королев).
Ракета Р-1 во время подготовки к запуску
Первый запуск Р-1 состоялся 17 сентября 1948 г., но прошел крайне неудачно - из-за отказа системы управления ракета поднялась на высоту 1 км. и упала в 12 км. от стартовой площадки. Недоработки в конструкции, выявленные при следующих неудачных запусках, были устранены, и ее первый успешный полет состоялся 10 октября 1948 г. - Р-1 пролетела 288 км., с отклонением от расчетной траектории около 5 км. По результатам серии запусков в октябре - начале ноября 1948 г. ракету было решено направить на доработку.
Ракета Р-1 на стартовой позиции
Обновленный вариант ракеты Р-1 отличался усовершенствованной системой наведения, построенной с применением только отечественных компонентов. Среди прочего была заменена система коррекции по радиосигналам. Также имели место многочисленные доработки конструкции и оборудования, учитывающие опыт предыдущих летных испытаний.
Для второго этапа лётных испытаний (сентябрь - октябрь 1949 г., Капустин Яр) было подготовлено 20 ракет, из них 10 пристрелочных и 10 зачётных. В ходе испытаний из 20 ракет 17 выполнили боевую задачу. После всех проведенных испытаний постановлением Совета Министров СССР № 4730-2047 «О результатах испытаний и принятии на вооружение ракеты Р-1» от 25 ноября 1950 г. ракета Р-1 с комплексом наземного оборудования (войсковой индекс 8А11) была принята на вооружение Советской Армии. С июня 1952 г. начался серийный выпуск ракеты Р-1 на заводе №586 в г. Днепропетровске.
Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 г. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. Инженерные бригады РВГК, на вооружении которых стояли ракеты Р-1, стали оснащаться более совершенными ракетами Р-2. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 учебно-боевых пусков ракеты Р-1, также состоялось 296 тестовых запусков двигателей.
Комплекс с баллистической ракетой Р-1 (8А11) стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Кроме этого, серийное производство ракеты Р-1 дало значительный импульс подготовке опытных кадров по направлениям ракетного вооружения, которых в СССР в то время было недостаточно, инициировало создание новых КБ, НИИ, промышленных предприятий, занятых разработкой и производством ракетного оружия. Также на базе боевой ракеты Р-1 были созданы геофизические ракеты для исследования верхних слоев атмосферы и близлежащего космоса. Первый пуск геофизической ракеты Р-1А (В-1А) был осуществлен 24 мая 1949 г. Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы. Позже были разработаны и введены в эксплуатацию геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е.
Список источников:
1. Энциклопедия РВСН. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под общ. Ред. Н.Е. Соловцова. - Белгород, 2014.
2. Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.): сб. док. /сост.: В.И. Ивкин, Г.А. Сухина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 1207 с. - ISBN 978-5-8243-1430-4.
3. https://spasecraftrocket.org/rocket_ussr_r1.html.
4. https://www.energia.ru/ru/history/systems/rockets/r1.html.
Советник РАРАН
Миргородский Д.С.