30 сентября 1933 года экипаж воздухоплавателей в составе Прокофьева Г.А., Бирнбаума Э.К. и Годунова К.Д. на первом советском стратостате «СССР-1» в 12 ч 45 мин московского времени достигли рекордной высоты 19 км.
Еще в далеком 1875 году знаменитый русский ученый Менделеев Д.И. выдвинул идею стратостата и обосновал выбор конструкции отдельных его частей. Однако многие из задумок ученого в силу отсутствия нужных технологий были нереализуемы или нецелесообразны, и идею полета на стратостате пришлось отложить на долгие десятилетия.
Интерес к исследованию верхних слоев атмосферы резко вырос в начале 30-х годов XX-го столетия. Самым реализуемым решением для данных целей стало использование стратостатов, представляющих собой герметическую гондолу с экипажем исследователей.
Гондола стратостата «СССР-1» в Монинском музее ВВС
Первопроходцем в этой области стал профессор Огюст Пиккар (швейцарский исследователь, физик, изобретатель стратостата и батискафа, конструктор батискафа «Триест», совершившего рекордное погружение в Марианскую впадину). Первый его опыт, проходивший 30 сентября 1930 года, оказался неудачным - вследствие повреждения гондолы аппарат не смог оторваться от земли. Однако уже 24 мая следующего года О. Пиккар совместно с П. Кипфером смогли подняться на рекордную для того времени высоту в 15781 метров, что сделало экипаж стратостата первыми людьми, побывавшими в стратосфере.
Огюст Пиккар в гондоле своего стратостата
Успехи бельгийских ученых заставили научное сообщество всего мира начать работы в этом направлении. СССР также не смог остаться в стороне и присоединился к «стратогонке».
Уже в январе 1932 года состоялось первое заседание Гидрометеорологического комитета РСФСР по изучению стратосферы. По итогам заседания была образована Комиссия по изучению стратосферы под председательством Виткевича В.И. (русский и советский учёный-метеоролог, профессор, доктор физико-математических наук), который выступал основным докладчиком по данному вопросу. Также на заседании была поставлена задача разработать стратостат для подъема на высоту порядка 20 км.
Руководителем работ по созданию воздушного аппарата был назначен командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Прокофьев Г.А. На начальном этапе проект получил название «СССР». К созданию стратостата также привлекались Отдел воздухоплавания Государственного Краснознаменного национального исследовательского института (ГК НИИ) ВВС, кафедра воздухоплавания Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП) и другие организации.
Оболочка стратостата была готова к маю следующего года. Ее объем составил порядка 25000 м3, при подъеме на расчетную высоту оболочка расширялась до шара диаметром 36 м.
Гондола была изготовлена на опытном производстве завода № 39 по проекту бюро особых конструкций (БОК) под руководством Чижевского В.А. При проектировании выдвигались требования прочности, надежности и простоты в эксплуатации. Конструкция должна была стойко переносить тепловые воздействия, обладать хорошим круговым обзором и на протяжении всего полета обеспечивать герметичность.
Стратостат «СССР-1» в воздухе
Гондола была выполнена в форме сферы диаметром 2,3 м и вмещала экипаж из трех человек. В нижней части гондолы устанавливался специально разработанный амортизатор, который должен был разрушаться при приземлении, тем самым забирая энергию падения на себя. Также к гондоле подвешивалось 40 мешков свинцовой дроби в качестве балласта.
В состав оборудования стратостата для определения параметров стратосферы входили: высокоточный высотомер, ртутный барометр, метеорографы, электрический термометр и приборы для измерения интенсивности космического излучения. На этапе сборки стратостата название дополнилось до «СССР-1».
Приготовления к рекордному полету закончились в первых числах сентября, для чего был образован специальный технический совет при УВВС РККА под председательством начальника штаба ВВС РККА Хрипина В.В..
В состав экипажа входили пилот-инженер Константин Дмитриевич Годунов (конструктор НИИ ГВФ), пилот-радист и помощник командира Эрнст Карлович Бирнбаум, и командир стратостата - Георгий Александрович Прокофьев (командир опытно-испытательного воздухоплавательного дивизиона, размещенного в Кунцево). Перед полетом все члены экипажа прошли тренировки в специальной барокамере.
Первая попытка старта состоялась в ночь с 23 на 24 сентября 1933 года на Центральном аэродроме Москвы. Около 23 часов началось наполнение оболочки, однако вскоре образовался сильный туман и поднялся порывистый ветер. Таким образом, мероприятие стало опасным для жизни, и к полудню следующего дня старт был отменен.
Следующая попытка осуществилась 30 сентября. К 6 часам утра оболочка стратостата была наполнена, и инженеры аэродромной команды приступили к ее осмотру и проверке исправности. Спустя 30 минут в воздух поднялся радиозонд, подтвердивший отсутствие ветра.
Завершив все приготовления, в 8 часов 30 минут 30 сентября 1933 года экипаж занял гондолу и вскоре начальник ВВС Алкснис Я.И. дал «добро» на старт.
Стартовая команда стратостата «СССР-1»
К 11 часам «СССР-1» находился на высоте 18 км, температура за бортом составляла -67°C, а внутри - +22°C. Подъем продолжался.
В 12 часов 45 минут высотомер показал значение 19 км, экипаж стратостата направил торжественную радиограмму товарищу Сталину И.В, «СССР-1» начал снижение.
В 17:30 стратостат благополучно приземлился на берегу Москва-реки недалеко от Коломны.
За время полета, которое составила в сумме немногим более 8 часов было выполнено измерение интенсивности космического излучения, проведен анализ состава воздуха и другие измерения.
Результат полета стратостата «СССР-1» заслуженно расценивался как национальный триумф. Достигнутая высота 19 км стала первым в истории СССР мировым рекордом. К тому же, данное событие стало еще одной победой Советского Союза в соперничестве с западом.
Данные, полученные в результате анализа атмосферы показали, что в стратосфере возможно использование двигателей внутреннего сгорания и воздушно-реактивных двигателей. Это открывало огромные перспективы в использовании баллистических ракет стратегического назначения, имеющих большую высоту полета.
Г.А.Прокофьев, К.Д.Годунов и Э.К.Бирнбаум в гондоле стратостата «СССР-1»
По итогам полета экипаж стратостата Прокофьев Г.А., Бирнбаум К.Д. и Годунов К.Д. были награждены высшей наградой Советского Союза - орденами Ленина. Также данную награду получили Марголин С.Л. (организатор советской авиационной промышленности, директор авиазавода № 22 и начальник Глававиапрома), Чижевский В.А. (советский авиаконструктор), Моисеев И.Г., Кузина Е.Н., участвовавшие в постройке «СССР-1».
Советник РАРАН
В.В. Истомин