30 сентября 1948 года на прототипе первого советского серийного вертолёта МИ-1 - ГМ-1 (Геликоптер Миля-1) была развита скорость 100 км/ч. Управлял вертолетом советский летчик-испытатель Байкалов М.К.
История советского вертолетостроения началась еще до Второй мировой войны. Однако это были малочисленные автожиры. Серийный же выпуск вертолетов начался во второй половине XX-го столетия. Первой массовой моделью стал Ми-1.
После окончания войны ОКБ им. Миля (ныне - АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля и Н. И. Камова») приступило к проектированию нового опытного образца трехместного геликоптера. Проект получил название ЭГ-1 (Экспериментальный геликоптер-1).
Советский вертолет Ми-1
После успешного тестирования в апреле 1946 года было решено доработать модель с использованием новейших технологий.
26 марта 1947 года вышел приказ главы Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), согласно которому на базе лаборатории штопора и вертикальной аэродинамической трубы Т-105 была создана лаборатория 5 «для решения научных проблем по геликоптеростроению и штопору самолёта», которая состояла из двух секторов. Начальником лаборатории и геликоптерного сектора назначили Миля М.Л. (советский конструктор вертолётов и учёный, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий).
Михаил Леонтьевич Миль - конструктор ГМ-1.
Первой же рабочей версией вертолета, разработанного в ОКБ Миля, стал ГМ-1, предназначенный для осуществления связи. При разработке инженеры-проектировщики использовали опыт отечественных и зарубежных коллег, но все же целью было создание принципиально нового оригинального образца.
Таким образом, основу конструкции составляла классическая одновинтовая схема с хвостовым и несущим трехлопастными винтами, однако была переработана втулка несущего винта, установлены вертикальный и горизонтальный шарниры. Также для компенсирования колебания лопастей использовались фрикционные демпферы. Данные нововведения значительно улучшили управляемость и практичность вертолета, что позволило однозначно утверждать о превосходстве советской разработки над американскими аналогами.
Ведущими инженерами на ранних этапах проектирования стали А.К. Котиков и Н.Г. Русанович, а позже - А.Э. Малаховский, который сейчас считается родоначальником конструкторской школы проектирования несущих систем «Ми».
В связи с отсутствием на ОКБ необходимой производственной базы первые три опытные образца ГМ-1 изготавливались на авиационном заводе в Киеве.
Здесь же состоялось первое испытание геликоптера под руководством Г.В. Ремезова. Полностью собрать первую действующую модель ГМ-1 получилось к концу лета.
20 сентября 1948 года прошли три первые взлета геликоптера над Захарковским аэродромом под управлением летчика-испытателя М.К. Байкалова.
ГМ-1 на летной станции в Захарково
Уже через 10 дней, 30 сентября, вертолет достиг скорости в 100 км/ч. А немного позже был установлен рекорд по скорости - 170 км/ч.
Летом следующего года начались государственные испытания ГМ-1, которые в целом прошли успешно.
В начале 1950 года Совет Министров СССР постановил создать опытную серию из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1 на заводе № 3 в Подмосковье. Серийный выпуск данной модели проходил в Советском Союзе с 1954 по 1960 год, а также в Польше (город Свидник) с 1956 по 1965 год. За это время было выпущено 2680 вертолетов.
Ми-1 активно использовали в СССР и за рубежом не только в качестве гражданского воздушного судна, но и в военных целях. Например, данные вертолеты стояли на вооружении Египетской и Сирийской армий, также армейская модификация Ми-1В была широко распространена в Китае, в Ираке участвовал в операциях по ликвидации курдских протестов.
Военная модификация Ми-1МУ с ПТУР «Фаланга»
В Советском Союзе вертолёты Ми-1 занимались перевозкой почты в труднодоступные районы, применялись в геологоразведочных и в сельскохозяйственных работах, использовались в ГАИ, вооружённых силах и ДОСААФ. Ми-1 снят с эксплуатации в 1983 г. после появления более совершенных Ми-2 и Ка-26.
Военные модификации Ми-1 обеспечивали серьезную конкуренцию аналогам США и сыграли немалую роль в гонке вооружений.
Советник РАРАН
В.В. Истомин