Курская битва, происходившая с 5 июля по 23 августа 1943 года, стала одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). По своему характеру она делится на два периода: оборонительные действия советских войск и контрнаступление частей Красной армии, приведшее к разгрому орловской и белгородско-харьковской группировок противника. В обоих случаях важнейшую роль сыграла артиллерия, умелое применение которой во многом и обеспечило успешный исход данного сражения.
В своём июльском наступлении на Курской дуге германское командование большую ставку делало на массовое использование бронетехники, в том числе новых образцов. По его мнению, сильные танковые удары с направлений Орёл и Белгород должны были взломать советскую оборону на всю её глубину и проложить дорогу моторизованным войскам на Курск. Ввиду данного обстоятельства основные усилия артиллерии всех калибров Центрального и Воронежского фронтов были направлены, прежде всего, на борьбу с неприятельскими танками. В ходе боёв к борьбе с бронетехникой привлекались не только специальные противотанковые части и соединения, но и все виды артиллерии вплоть до гвардейских миномётов.
45-мм противотанковая пушка образца 1942 г. и 76-мм пушка ЗиС-3. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург
При организации советской обороны курского выступа общая группировка артиллерии определялась предполагаемым массированным применением противником танков, а также общим характером нашей обороны, имевшей своей целью истощить и обескровить наступающие крупные силы врага, для того чтобы впоследствии, используя ввод свежих резервов, перейти в решительное наступление.
Согласно советским данным на Центральном фронте к началу сражения было сосредоточено 7777 различных артиллерийских систем, из них: 82- и 120-мм миномётов – 3787 единиц, 45-, 57- и 76-мм противотанковых орудий – 2082 единицы, 76-, 122-, 152- и 203-мм орудий дивизионной артиллерии и крупного калибра – 1908 единиц. Основная артиллерийская группировка Центрального фронта была расположена в полосе обороны 13-й и 70-й армий, т.е. на направлении предполагаемого наступления войск неприятеля. Наиболее угрожаемый участок фронта протяжённостью в 45–50 км был надёжно прикрыт артиллерийскими средствами, эшелонированными в глубину до 30 км. Так, насыщенность артиллерийскими и миномётными средствами с учётом всей глубины обороны 13-й армии достигала 86,4 единицы на 1 км фронта, а если к этому прибавить сильные фронтовые подвижные противотанковые резервы, то плотность возрастёт до 95 единиц. Подобная насыщенность оборонительных порядков стала решающим фактором, обеспечившим успешное отражение наступления крупных танковых масс противника.
76-мм дивизионная пушка ЗиС-3 на позиции под Курском. Июль–август 1943 г. Источник фотоматериала: https:// www.artillery-museum.ru/ru/temporal/current/kurskaya-bitva.html
В полосе Воронежского фронта к началу сражения имелось 8356 различных артиллерийских систем, из них: 82- и 120-мм миномётов – 4423 единицы, 45-, 57- и 76-мм противотанковых орудий – 1989 единиц, 76-, 122-, 152- и 203-мм орудий дивизионной артиллерии и крупного калибра – 1944 единицы. При этом, учитывая наиболее вероятное направление главного удара неприятеля от Тамаровки и Белгорода на Обоянь, основная группировка сил и средств была расположена на левом крыле фронта. С учётом армий и соединений второго эшелона и резерва фронта плотность орудий и миномётов доходила до 50,6 единиц на 1 км.
В отличие от Центрального фронта на Воронежском фронте основная масса истребительно-противотанковых частей и соединений была передана армиям первого эшелона.
Основу системы артиллерийского и миномётного огня составляло его максимальное массирование на главных, наиболее ответственных направлениях и огневое воздействие по противнику на любом направлении и на всём протяжении его наступления. Предусматривалось осуществлять сосредоточение огня пяти-семи артиллерийских дивизионов по заранее пристрелянным участкам местности. При этом особое внимание уделялось точности и быстроте открытия огня. Проверку готовности производили командующие артиллерией армий, соединений и их штабы. В результате тщательной подготовки удалось добиться того, что, как правило, открытие подготовленных огней производилось через 1,5–3 минуты после их вызова, а открытие внеплановых огней через 4–7 минут. Управление огнём обеспечивались широкой сетью наблюдательных пунктов. На постоянной основе велась воздушная и инструментальная разведка артиллерийских позиций противника с целью их последующего подавления. Отрабатывались вопросы манёвра артиллерии огнём (траекториями) и колёсами.
122-мм гаубица образца 1938 г. М-30. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург
Отдельное внимание уделялось организации противотанковой обороны. Было предусмотрено, что борьба с танками будет осуществляться тремя способами: 1) огонь прямой наводкой из противотанковых опорных пунктов; 2) огонь прямой наводкой артиллерийских орудий, выдвигающихся из глубины обороны для встречи подходящих неприятельских танков; 3) массированный огонь артиллерии с закрытых огневых позиций по скоплению вражеской бронетехники и заградительный огонь по боевым порядкам атакующих танков. Следует отметить, что в ходе сражения в борьбу с вражеской техникой вступали не только специальные противотанковые подразделения, но и части, имеющие на своём вооружении тяжёлые артиллерийские системы калибра 122- и 152-мм, а также гвардейские реактивные миномёты.
Анализ результатов сражения, проведённый советским командованием вскоре после его завершения, показал, что значительная роль в разгроме противника принадлежала артиллерии. Во многом прочность нашей обороны обеспечивалась за счёт артиллерийского огня. Так, за семь дней боёв на Центральном фронте (с 5 по 12 июля) артиллерией было подбито около 700 танков и самоходных орудий неприятеля, подавлено 60 артиллерийских и 56 миномётных батарей. В свою очередь, артиллерия Воронежского фронта к 15 июля подбила более 1000 танков и самоходных орудий, подавила около 400 артиллерийских и миномётных батарей.
Расчет противотанкового орудия ведет огонь по вражеской технике. Источник фотоматериала: https://foto-history.livejournal.com/3738810.html
Подобные результаты были достигнуты за счёт возможности использования большого количества боеприпасов. Примером может служить Центральный фронт, где за время с 5 по 12 июля их было израсходовано 1198 вагонов.
Важная роль отводилась артиллерии и в наступательный период Курской битвы. Здесь её основными задачами являлись: артиллерийская подготовка атаки пехоты и танков по средствам разрушения оборонительных сооружений и позиций противника, подавления его артиллерии, нарушения системы связи и управления; поддержка наступления в глубине вражеской обороны по средствам совершения манёвра; участие своим огнём в отражении контратак противника.
Опыт боёв на Курской дуге убедительно показал, что артиллерия выступает одной из главных сил в современной войне. Именно ей принадлежит решающая роль в отражении массированных танковых атак. При этом борьба с бронетехникой противника должна осуществляться в тесном взаимодействии с действиями других родов войск, с инженерными укреплениями и заграждениями. Важным элементом борьбы с войсками неприятеля является контрподготовка, основу которой составляет огонь артиллерии, и которая в себя включает как подавление вражеских батарей, так дезорганизацию системы управления по средствам огневого поражения мест расположения штабов, командных пунктов и узлов связи.
Советник РАРАН
С.А. Тарасов