Александр Степанович Ершов родился 14 июля 1818 года в имении Ивачево Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне - Луховицкий район, Московской области) в семье обедневшего дворянина - губернского секретаря Степана Лукьяновича Ершова.
В 1831 году он поступил в Рязанскую мужскую гимназию. Однако из-за того, что гимназия находилась слишком далеко от дома, молодому Александру пришлось жить у дальних родственников. Условия для обучения были весьма сложными: мальчик добирался до школы пешком даже в самую плохую погоду, а уроки приходилось делать при лучине.
Но ситуация изменилась для молодого Александра Степановича в лучшую сторону, когда рязанский миллионер-меценат Николай Гаврилович Рюмин выкупил у своего брата дворец и подарил его гимназии под пансион. Туда поселили всех учеников, в том числе Ершова А.С.
Александр Степанович Ершов. Источник фотоматериала: http://energo.bmstu.ru/sites/default/files/MVTU24_2018_1.jpg
В один из дней Николай Гаврилович осматривал комнаты пансиона и обратил внимание на молодого Александра Степановича, после непродолжительного разговора он удивительным образом увидел в мальчике будущего талантливого студента. Рюмин Н.Г. обратился в Попечительский совет, чтобы Александр Степанович стал его стипендиатом. Николай Гаврилович не прогадал, и в 1835 году Ершов А.С. стал первым в истории Рязанской гимназии выпускником, который окончил её с золотой медалью.
В тот же год Александр Степанович поступил на физико-математический факультет Московского университета. Там он с интересом изучал математику и механику. В процессе обучения на Ершова А. С. обратил внимание профессор Брашман Н.Д. (российский математик и механик, преподаватель, автор одного из лучших для своего времени курсов аналитической геометрии) который в будущем станет его научным руководителем. Александр Степанович закончил университет в 1839 году, получив золотую медаль.
В то время в стране стояла задача усилить физико-математическое образование в гимназиях. По инициативе министра просвещения Сергея Уварова в Московском университете были отобраны лучшие выпускники для преподавания в гимназиях. Среди них оказался Ершов А.С.
По ходатайству директора и за счёт 3-й Московской гимназии Александр Степанович был отправлен сначала в Санкт-Петербург в Петербургский практический технологический институт и Институт корпуса инженеров путей сообщения, где изучал технологию металлов, сопротивление материалов, черчение, начертательную геометрию и некоторые другие инженерные дисциплины.
Попутно Ершов А.С. усердно готовится к сдаче магистерских экзаменов. После успешной сдачи этих экзаменов в 1841 г. Александр Степанович был отправлен в командировку за границу для усовершенствования в прикладной математике — посетил Германию, Францию, Англию. Курс практической механики прослушал в Парижском университете и в Школе мостов и дорог.
Начертательную геометрию Ершов А.С. слушал у Оливье в консерватории искусств и ремесел. В летнее и осеннее каникулярное время 1842 г. он осматривает механические заводы, мастерские и фабрики Парижа и окрестных городов: в Цюрихе он знакомится с организацией и методикой преподавания в техническом училище, в Мюлузе – с машиностроительными заводами. В Англии ознакомился с организацией производства на текстильных предприятиях Лидса и Манчестера.
С июня 1843 года по 1853 год Александр Степанович преподавал математику и практическую механику в 3-й Московской гимназии. Там он организовал кабинет моделей машин и механизмов, что позволило студентам более четко представлять себе конструкцию различных устройств.
В 1844 году Ершов А.С. приступил к преподаванию в Московском университете. Защитив магистерскую диссертацию «О воде, как двигателе» под руководством профессора Брашмана Н.Д., он получил звание доцента. После Александр Степанович начал преподавать практическую механику и начертательную геометрию, а в 1844 году он стал адъюнкт-профессором Московского университета.
Ершов А.С. был весьма обеспокоен фактическим отсутствием механиков в России. Поэтому не случайно, что в 1845 году он начал преподавать в Московском ремесленном учебном заведении (ныне - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)) практическую механику и начертательную геометрию.
В 1853 году Ершов А.С. становится исполняющим должность экстраординарного профессора физико-математического факультета в Московском университете (ныне - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), и занимал эту должность до 1859 года.
Учебник Александра Степановича Ершова «Основания кинематики или элементарное учение о движении вообще и о механизме машин в особенности». Источник фотоматериала: https://yandex.ru/search/touch/?text=ершов+александр+степанович&lr=101060
В 1854 году Ершов А.С. издал учебник «Основания кинематики или элементарное учение о движении вообще и о механизме машин в особенности», который стал первым в России учебником кинематики и теории механизмов.
В Московском ремесленном учебном заведении в 1855 г. утверждается должность инспектора классов, на которую назначается Александр Степанович.
В 1857 году Ершов А.С. написал работу «О высшем техническом образовании в Западной Европе». В ней проведен сравнительный анализ высших технических школ Франции, Германии, Англии, и главный вывод заключался в необходимости развития технического образования в России и создания своей технической интеллигенции.
Александр Степанович понимал, что подготовить необходимое количество специалистов для страны – очень трудная задача. Он стоял за организацию средних технических школ. В своей работе он уделяет большое внимание этому вопросу, считая, что среднее техническое образование не должно иметь своей целью только подготовку к поступлению в высшие технические учебные заведения, т.к. промышленность в не меньшей мере требовала и техников со средним образованием. Большое значение он придает общему образованию, которое давали гимназии.
В своей работе «О высшем техническом образовании в Западной Европе» Ершов А.С. представляет на суд читателю комплексный сравнительный анализ двух противоположных систем: французской и немецкой.
Александр Степанович считал, что в России нужно организовать специальные открытые технические учебные заведения, хотя и не исключал возможности организации подготовки специалистов в области техники и при физико-математических факультетах университетов после предварительной общей подготовки на первых двух курсах.
В своей работе Ершов А.С. указывает на важность организации субсидирования научных командировок для преподавателей высших технических школ, с целью расширения кругозора в области науки, техники и системы образования.
5 июля 1859 году Ершов А.С. назначается директором Московского ремесленного учебного заведения (МРУЗ). Быть директором крупнейшего технического учебного заведения и одновременно экстраординарным профессором университета стало невозможным, и он был вынужден оставить Московский университет.
Будучи директором, Александр Степанович ставит вопрос о преобразовании возглавляемого им учебного заведения в техническое училище, организованное по типу высшего учебного заведения: Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). В целях воплощения своей задачи Ершов А.С. начал коренную реорганизацию МРУЗа.
Хорошо оборудованные лаборатории, кабинеты и особенно машиностроительный завод обеспечивали высокую практическую подготовку, а лекции самого Александра Степановича, а также Модеста Киттары (он, преподаватель аналитической химии и химической технологии, впервые в системе технического образования России ввёл практику студентов на промышленных предприятиях) и Николая Любимова (разработал новую учебную программу по физике, в которой кроме теоретического материала предлагалось решать простейшие задачи и проводить простейшие опыты) создавали авторитет МРУЗу – их посещала даже московская публика. Реорганизация, по существу, сделала училище вузом, выпускавшим механиков и технологов.
Первый проект устава Императорского Московского технического училища был составлен Ершовым А.С. в 1857 году. Проект был подготовлен совместно с передовой профессурой учебного заведения. Вопрос развития Московского ремесленного учебного заведения стал делом его последних 6 лет жизни.
В 1861 г. Александр Степанович подает Московскому опекунскому совету подробную записку о преобразовании ремесленного учебного заведения в техническое училище. Последовала продолжительная борьба с опекунским советом.
Опекунский совет училища в 1866 году рассмотрел и утвердил предложенные Александром Степановичем штат и Устав ИМТУ, в котором, в частности, говорилось: «Императорское Московское техническое училище, состоящее в ведомстве Императрицы Марии Фёдоровны, есть высшее специальное учебное заведение, имеющее основной целью образовывать механиков строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов».
Александр Степанович в Московском ремесленном учебном заведении вел активную учебно-методическую и научную работу. Подтверждение тому – большой интерес к экспозиции вуза на Всемирной выставке в Париже (1867 г.), где МРУЗ получило Почётный диплом, две серебряные и три бронзовые медали. Здесь же был продемонстрирован и получил высокую оценку «русский метод обучения ремёслам».
Но новый устав был утвержден лишь в 1868 г. уже после смерти Александра Степановича и в этом же году Московское ремесленное учебное заведение преобразовано в Императорское Московское техническое училище, организованное по типу высших специальных учебных заведений, главной целью которого являлось «образовывать механиков – строителей, инженеров – механиков и инженеров – технологов».
Полный курс обучения составлял шесть лет. Произошли изменения в учебном плане – были введены новые предметы, такие как ботаника, зоология, минералогия, прикладная физика, железнодорожное дело и т.д.
Научная деятельность учебного заведения основывалась на сочетании теории и практики.
Мемориальная доска посвященная Александру Степановичу Ершову. Источник фотоматериала: https://mediaryazan.ru/upload/iblock/fd4/DSC08171.JPG_Thumbnail0.jpg
Воспитанники, окончившие курс учения, наделялись следующими правами: ученые–мастера освобождались от рекруторской повинности, механики-строители, инженер-механики и инженер-технологи причислялись к сословию личных почетных граждан и пользовались всеми правами, предоставленными этому званию. Учащиеся во время пребывания в училище освобождались от рекрутской повинности.
Все казённокоштные воспитанники при выпуске из училища снабжались книгами, инструментами, необходимыми для их будущих занятий, а также одеждой.
Само Императорское Московское техническое училище обладало рядом привилегий. Училище освобождалось от взноса различных пошлин; принадлежащие училищу здания освобождались от воинского постоя и от повинностей в пользу города, на основании существующих постановлений. Училище имело право беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия, которые даже проверялись таможенным ведомством только после поступления в училище. Профессора, а также преподаватели наук, языков, черчения и рисования получали личное дворянство.
29 июня 2016 года на фасаде Рязанского института (филиала) московского государственного машиностроительного университета была открыта мемориальная доска Александру Степановичу Ершову.
Годы напряженной работы, борьбы с опекунским советом, семейные невзгоды (смерть сына, материальные недостатки) подорвали здоровье Александра Степановича, и он уже в 49 лет скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 марта 1867 года, похоронен на кладбище женского Алексеевского монастыря.
Советник РАРАН
В.В. Истомин