14 июля исполняется 130 лет со дня рождения советского военного и государственного деятеля: начальника управлений Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) – связи, военно-технического, моторизации и механизации, вооружения и технического снабжения, наркома связи СССР командарма 2-го ранга Халепского Иннокентия Андреевича.
Его имя незаслуженно забыто, хотя он стоял у истоков создания боеспособных войск связи, преобразования мотомеханизированных войск РККА в автобронетанковые войска, был наркомом связи СССР.
Иннокентий Халепский родился в 1893 г. в г. Минусинске Енисейской губернии (ныне Красноярский край) и был старшим ребенком в многодетной (семеро детей) семье.
И.А. Халепский. Фото из личного дела И.А. Халепского.
После окончания четырехклассного Минусинского городского училища сначала работал учеником местной почтово-телеграфной конторы, затем – восемь месяцев ремонтировал телеграфные линии. Потом вернулся на прежнее место работы и до февраля 1917 г. трудился в городах Минусинске, Ачинске и Красноярске линейным монтером.
Халепский с матерью Марией Мариановной и тетей. Ачинск. 1913 г. Источник фотоматериала: https://foto-history.livejournal.com/14047930.html?replyto=201613498
Одновременно с работой участвовал в профсоюзном движении, избрался членом Красноярского комитета Союза почтово-телеграфных работников, где быстро проявил свой природный талант организатора и агитатора, за что и был уволен с работы.
В последующем И.А. Халепский сосредоточился на профсоюзной и военной деятельности: избирался секретарем Томского окружного комитета Всероссийского почтово-телеграфного союза, был комиссаром Томского телеграфа, членом Временного революционного комитета Всероссийского почтово-телеграфного союза служащих и секретарем Центрального комитета (ЦК) этого союза, а с апреля 1918 г. – членом ЦК Союза почтово-телеграфных служащих и рабочих.
С мая по июнь 1918 г., будучи красноармейцем Пермской дружины, участвовал в боях с белогвардейскими отрядами и мятежным чехословацким корпусом. 14 июля 1918 г. получил назначение на должность чрезвычайного комиссара почт и телеграфов Урала и Екатеринбургской конторы связи, 20 июля – начальника связи 3-й армии Восточного фронта, а с 24 октября 1918 г. – чрезвычайного комиссара почт и телеграфов всех фронтов с возложением руководства работой штабных и прифронтовых учреждений связи. Впоследствии, занимал должности наркома почт и телеграфов Украины, начальника связи Южного, Юго-Западного и Кавказского фронтов. Дважды был ранен. За умелую и самоотверженную работу по организации связи в операции войск Красной армии под Орлом и Харьковом 7 февраля 1921 г. был награжден орденом Красного Знамени.
С 29 июня 1920 г. И.А. Халепский заместитель начальника Управления связи Красной армии (УСКА), а 29 сентября 1920 г. – начальник и военком УСКА. Одновременно он являлся начальником связи РККА, председателем Военно-технического совета связи (ВТСС) УСКА, членом Верховной комиссии телеграфной связи и по совместительству – членом Коллегии Наркомата почт и телеграфа РСФСР.
Занимая эти должности до 31 марта 1924 г., Халепский проявил высокие организаторские и деловые качества в руководстве войсками связи. Он руководил организацией связи на фронтах Гражданской войны, улучшил организационно-штатные структуры УСКА и войск связи, обеспечил их имуществом связи, создал систему подготовки командных и инженерных кадров. Под его руководством была разработаны единые взгляды на организацию связи в различных звеньях управления войсками, обобщался ее опыт. С этой целью он провел два съезда. Первый – 21–27 февраля 1921 г. начальников связи фронтов, военных округов и армий по обобщению работы военных связистов и самого УСКА в годы Гражданской войны и определению направлений развития военной связи на долгосрочную перспективу, повышению ее роли и места в системе управления войсками. Второй – 15-23 ноября 1924 г. командно-политического состава войск связи, общевойсковых командиров и сотрудников Военно-технического управления (ВТУ) РККА. Съезд уточнил и одобрил общие принципы и положения организации связи в РККА, рассмотрел вопросы организационной структуры частей и подразделений связи, организации их боевой и специальной подготовки, обеспечения более современными средствами связи.
Президиум съезда командно-политического состава войск связи, общевойсковых командиров и работников ВТУ РККА (Халепский – в первом ряду четвертый слева-направо). Ноябрь 1924 г. Источник фотоматериала: Главное управление Связи Вооруженных Сил Российской Федерации: история создания и развития (1919–2019 гг.). М.: Авиация и спорт, 2019. – 864 с. С. 198.
Для решения этих вопросов были образованы высший научно-технический орган по вопросам связи Красной армии – ВТСС и Научно-испытательный институт ВТСС РККА (ныне 16-й Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Красной Звезды институт Минобороны России имени маршала войск связи А.И. Белова). В 1924 г. в серии «Библиотека командира» вышли в свет труды И.А. Халепского: «Войска связи и их назначение», «Связь в полку, батальоне и роте при наступлении (Организация и устройство)».
Много времени Иннокентий Андреевич уделял подготовке кадров. Так, в апреле 1921 г. были созданы Высшая военная школа связи командного состава РККА, а в июне – Военная электротехническая академия РККА и Флота; открыта в октябре 1923 г. в Петрограде Военная электротехническая школа командного состава РККА, преобразованы военные курсы по подготовке связистов в нормальные школы связи с достаточным сроком обучения. 8 февраля 1921 г. был учрежден печатный орган УСКА журнал «Связь Красной армии».
И.А. Халепский стоял у истоков радиолюбительства в Советском Союзе: являлся одним из разработчиков декрета Совнаркома (СНК) СССР «О радиостанциях специального назначения» и постановления СНК СССР «О частных приемных радиостанциях», внес существенный вклад в создание «Общества друзей радио РСФСР» и журнала «Радиолюбитель». Он видел в этом движении огромный творческий потенциал, который мог способствовать развитию отечественной радиотехники и пополнению РККА подготовленными кадрами связистов.
Оценивая деятельность начальника и военкома связи РККА И.А. Халепского, парторганизация РКП(б) УСКА в партийной характеристике отмечала: «Обладая большой инициативой, кипучей энергией и настойчивостью, умея быстро ориентироваться в обстановке, принимать быстрые решения и неуклонно проводить их в жизнь, поразительно умеет использовать свои знания и приобретенный опыт в Гражданской войне, является, несомненно, выдающимся администратором с широким размахом. Вкладывая в свою работу всю энергию и почти отказываясь от личной жизни, являет постоянный пример самого добросовестного и щепетильного отношения к делу. И в то же время он враг бумажной волокиты, благодаря справедливости, такту и большой отзывчивости к личным нуждам сотрудников пользуется среди партийной и беспартийной массы громадным влиянием, авторитетом и популярностью. Имеет репутацию идейного коммуниста, выдающегося по бескорыстности и честности. Будучи перегружен административной работой, все-таки никогда не забывает своих партийных обязанностей и зарекомендовал себя хорошим агитатором».
Осознавая, что без военного образования будет затруднено дальнейшее продвижение по службе, Халепский поступил на Военно-академические курсы высшего комсостава при Военной академии РККА и учился там с 1 октября 1923 г. по 27 июля 1924 года.
В рамках военной реформы 1924–1925 гг., в результате реорганизации центрального аппарата Наркомата по военным и делам СССР, 28 марта 1924 г. на базе УСКА и Главного военно-инженерного управления было создано ВТУ, подчиненное начальнику Снабжения РККА. Его начальником и военкомом 1 апреля и был назначен И.А. Халепский. В ведении ВТУ находились вопросы обеспечения РККА предметами и материалами военно-технического имущества. Роли и месту техники и вооружения в войне, проблемам оснащения ими РККА И.А. Халепский в 1926 г. посвятил труды: «Современная техника и война», «Техника и война».
В целях изучения положения дел на военных заводах, складах и хранилищах начальник ВТУ в 1924-1928 гг. побывал в 15 командировках. Он принимал меры по восстановлению разрушенных помещений заводов, налаживанию нормального производственного ритма и реконструкции предприятий. Однако слабость производственных возможностей отечественной военной промышленности, ее научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы приходилось восполнять активными поисками новых образцов вооружений, боевой техники и технологий за рубежом. С этой целью он в составе советских делегаций совершил ряд загранкомандировок на автозаводы стран Европы и США. При этом при выборе фирмы, у которой планировалась закупка автомашин, брались обязательства о предоставлении полного комплекта чертежей выбранной ими модели и оказания технического содействия в деле организации автомобильного производства и дальнейшей работы нового автозавода. Им стал Нижегородский автомобильный завод (НАЗ, с 7 октября 1932 г. – Горьковский – ГАЗ), который выпускал легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы «Ford Motor». «Рассуждая о типе массового советского автомобиля, – писал И.А. Халепский, – нельзя забывать о вопросах обороны, вследствие того, что автомашина в современной армии при ее механизации и моторизации занимает далеко не последнее место». И организаторы автопромышленности СССР планировали производство военных автомобилей на строящих автозаводах с иностранной помощью.
О государственном подходе к делу Халепского свидетельствует и его письмо председателю Революционного Военного Совета (РВС) СССР К.Е. Ворошилову от 8 июля 1929 г. о неотложных мероприятиях в танкостроении, в котором он предложил по опыту американцев использовать для создания бронетехники возможности автомобильной и тракторной промышленности, особенно, производимые ими двигатели. Характеризуя работу начальника ВТУ, начальник Снабжения РККА П.Е. Дыбенко в аттестации от 11 июля 1928 г. писал: «Тов. Халепский хорошо изучил и знает с технической стороны свое дело. Любит его и вкладывает в него все свои знания».
Не меньший вклад Халепский внес и развитие механизированных и моторизованных войск, являясь с 3 ноября 1929 г. начальником Управления моторизации и механизации (УММ) РККА. Он руководил повседневной работой УММ, разработкой организационно-штатных структур подчиненных войск, их инспектированием; утверждал наставления, руководства и инструкции. Главным в его деятельности являлись вопросы оснащения РККА автобронетанковой техникой и вооружением. При этом контролировал не только оформление заказов, но исполнение их промышленностью.
В должность начальника УММ Халепский вступил в период, когда создавалась научно-исследовательская и испытательная база, развертывалось серийное производства и оснащение РККА автобронетанковой техникой и вооружением. Эта работа проводилась в рамках реализации первого пятилетнего плана развития и реконструкции ВС СССР на 1928-1932 гг. и «Системы танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА». УММ под руководством Халепского вносило предложения директивным органам для утверждения ежегодной и пятилетней программы танкостроения, докладывало им о ходе выполнения работ по производству автобронетанковой техники и вооружения, разрабатывало и реализовывало перспективные планы оснащения ими РККА.
Одним из направлений решения этих планов являлось: приобретение за рубежом лучших образцов бронетанковой техники и лицензий на их производство; приглашение известных иностранных конструкторов для подготовки отечественных кадров танкостроителей; привлечение специалистов из других стран для обучения командного и инженерного состава бронетанковых войск; командировок советских специалистов за границу для изучения зарубежного опыта танкостроения.
Для ускорения разработки необходимых образцов бронетанковой техники решением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана комиссия во главе с И.А. Халепским. Она посетила Германию, Чехословакию, Францию, Англию и США, закупила отдельные образцы артиллерийских и автомобильных тягачей, быстроходных тракторов, шасси для тяжелых автоброневиков, автомашин, танкеток и танков, а там, где это представлялось возможным, получила техническое содействие и обязательство в оказании помощи в организации их производства.
Закупленные образцы танков и автотехники послужили базой для более поздних собственных разработок советских конструкторов. Например, американский колесно-гусеничный танк М-1940 фирмы «Кристи» был тщательно изучен, и для него разработали другую башню. УММ составило план выполнения решений правительства по организации производства танка БТ (Кристи» М-1940) на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Этот танк стал прародителем семейства танков БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М), а его подвеска использовалась на всех советских танках, включая знаменитый Т-34. И.А. Халепский стоял у истоков создания и советских танков-амфибий. По инициативе И.В. Сталина через советскую внешнеторговую кампанию «Аркос», ранее закупавшую танки в Англии, осенью 1931 г. были приобретены у фирмы «Виккерс-Армстронг» 8 плавающих танков Vickers-Carden-Loyd. На основе их испытаний была разработана серия советских плавающих танков Т-37.
Для испытания и улучшения танков различных типов, отработки оперативно-тактических взглядов на применение мотомеханизированных войск и совершенствования их организационно-штатной структуры в июле 1929 г. был сформирован в г. Наро-Фоминск сводный опытный механизированный полк, а в мае 1930 г. на его базе – механизированная бригада, оснащенные танками МС-1 и бронеавтомобилями БА-27.
4 апреля 1931 г. по ходатайству Халепского был создан Научно-испытательный автобронетанковый полигон УММ РККА (с 5 февраля 1972 г. – 38-й Научно-исследовательский испытательный институт бронетанковый техники). Начальник и представители УММ участвовали во всеармейских и окружных учениях и маневрах в ряде военных округов, в контрольных испытаниях танков, их показах руководству партии, страны и РККА.
В ходе реализации «большой танковой программы» и программы строительства 10 тыс. танков механизированные войска получили на вооружение: танкетки – Т-27, танки малые (плавующие) – Т-37, легкие – Т-26 и БТ-2, средние – Т-28, тяжелые – Т-35.
Масштабная механизация и моторизации РККА, изучение и обобщение опыта функционирования мехбригад выявили необходимость дальнейшего организационного массирования танков для решения крупных оперативных задач. По предложению Халепского на базе 11-й стрелковой дивизии в Ленинградском военном округе был сформирован 11-й мехкорпус, а на базе 45-й стрелковой дивизии в Украинском военном округе – 45-й мехкорпус. В этом же году началось формирование 5 отдельных мехбригад, 2 танковых полков, 12 мехполков, 4 мехдивизионов для кавалерийских дивизий, 15 танковых и 65 танкетных батальонов для стрелковых дивизий. В результате этих мероприятий численность личного состава мотомеханизированных войск к январю 1933 г. по сравнению с 1931 г. увеличилась в 5,5 раза, а их удельный вес повысился с 1,6 до 9,1%.
И.А. Халепским также принимались меры по сокращению многотипности танков, переводу их основных типов с гусеничного хода на колесно-гусеничный, переходу всех типов танков на дизель-мотор и улучшению качества боевых машин, находящихся на вооружении.
Насыщение РККА новыми образцами автобронетанковой техники, организационные изменения в мотомеханизированных войсках привели к разработке теории глубокой операции и всесторонней практической проверке ее положений на военных играх, войсковых маневрах и учениях. В результате механизированным войскам отводилась решающая роль в операциях как эшелону развития тактического успеха в оперативный. Это потребовало доработки и уточнения уставных документов мотомеханизированных войск. УММ под руководством И.А. Халепского разработало в 1932 г. Временное наставление механизированных и моторизованных войск РККА «Вождение в бой самостоятельных механизированных соединений», «Боевой устав механизированных войск РККА. Часть 1. Строй и боевые порядки танков» и ряд других.
Увеличение численности мотомеханизированных войск потребовало усиления внимания Халепского к подготовке кадров. На базе существующих пехотных школ с изменением профиля обучения в 1930 г. были сформированы бронетанковые школы в 1930 г. в Орле, в 1932 г. – в Ульяновске, Саратове и Горьком. В Москве и Ленинграде созданы школы танковых техников, в Ярославле – школа автомобильных техников, в 1929 г. – специальное бронетанковое отделение на артиллерийском факультете Военно-технической академии (ВТА) им. Ф.Э. Дзержинского. 6 мая 1930 г., при этой академии был образован факультет механизации и моторизации РККА. Усовершенствованием подготовки командного состава занимались Ленинградские и Московские бронетанковые курсы и открытые в октябре 1933 г. – Казанские курсы военно-технического состава. 13 мая 1932 г. в Москве на базе факультета механизации и моторизации ВТА и Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова была основана Военная академия механизации и моторизации РККА.
Высокая степень оснащения армии танками и автомобилями позволили завершить формирование нового рода войск – автобронетанковых и переименовать 2 декабря 1934 г. УММ в Автобронетанковое управление (АБТУ) Наркомата обороны (НКО) СССР. 25 декабря 1934 г. И.А. Халепский назначили начальником этого управления.
Возглавляя с 13 ноября 1929 г. по 9 апреля 1936 г. УММ (АБТУ) РККА, И.А. Халепский разрабатывал предложения по структуре автобронетанковых войск, номенклатуре их вооружений, ключевым характеристикам основных и специальных типов танков и бронеавтомобилей. Не являясь ни по должности, ни по призванию танкистом, а больше управленцем, он приложил много усилий для развития автобронетанковых войск, подготовки кадров, их оснащения передовой по тому времени техникой и вооружением, был одним из первых организаторов и руководителей этих войск.
22 февраля 1933 г. к 15-й годовщине РККА за большую и плодотворную работу по ее техническому оснащению И.А. Халепского наградили орденом Ленина, а 4 июня 1935 г. за энергичную работу приказом наркома обороны СССР № 95 – легковым автомобилем «Форд – 35 г.».
С 29 февраля 1932 г. он являлся членом РВС СССР, с 21 ноября 1934 г. – членом Военного совета при наркоме обороны СССР. 20 ноября 1935 г. ему присвоили воинское звание командарма 2 ранга. В 1931 г. и 1933 г. на Всероссийских съездах Советов он избирался членом Всероссийского центрального исполнительного комитета.
Слева-направо: Маршалы Советского Союза К.Е. Ворошилов. И С. Буденный, армейский комиссар 2-го ранга Г.А. Осепян и командарм 2-го ранга И.А. Халепский делегаты Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов. 5 декабря 1936 г. Источник фотоматериала: https://altyn73.livejournal.com/351150.html?view=comments
9 апреля 1936 г. И.А. Халепского назначили начальником вооружения и технического снабжения РККА. На него возлагалось руководство всей работой по осуществлению строительства системы вооружения и разработкой вопросов совершенствования авиационного, бронетанкового, артиллерийского, химического и технического вооружения РККА. Ему непосредственно подчинялись управления НКО: артиллерийское, химическое, связи, телемеханики, отделы – изобретений и стандартизации.
За умелое руководство разработкой методики вождения танков, образцовое практическое вождение боевых машин всех систем и отличное управление танковым огневым делом приказом наркома обороны СССР № 83 от 19 мая 1936 г. Халепский был награжден знаками «За отличное вождение боевых машин» и «За отличную стрельбу из танкового оружия».
4 апреля 1937 г. И.А. Халепского назначили первым заместителем наркома связи СССР, через день (5 апреля) – наркомом связи СССР, а 16 августа – особо уполномоченного СНК СССР по связи. Занимая эти посты, он оставался в рядах 1000 резервистов РККА, находящихся на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях.
Его деятельность на этих должностях проходила в период масштабных репрессий в отношении значительной части командного состава РККА. И.А. Халепского арестовали 13 ноября 1937 г. во время командировки (в поезде на станции Иркутск). Этот метод ареста применялся сотрудниками особых отделов НКВД наряду с ночными арестами по месту жительства, вызовами в вышестоящий орган управления или перемещением по службе.
На следствии И.А. Халепский под пытками показал, что завербован в антисоветский заговор Маршалом Советского Союза М.Н. Тухачевским. Его функции в заговоре по утверждению следователей заключались во вредительстве в отношении: формирования и боевой подготовки мотомехвойск, их материального обеспечения; подготовки кадров комсостава в ВАММ и танковых школах; оборонной промышленности. Его также обвинили в диверсионной работе и шпионаже в пользу Германии и США. В протоколах допросов Халепского помощником начальника 5 отдела Главного управления госбезопасности НКВД СССР майором госбезопасности З.М. Ушаковым отмечается, что он назвал более ста лиц командного состава РККА, якобы являвшихся участниками военного заговора. Однако эти показания Халепского зачастую не подтверждались материалами уголовных дел оговоренных им лиц.
Арестованный И.А. Халепский. Источник фотоматериала: https://base.memo.ru/person/show/2657577
29 июля 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР И.А. Халепский был приговорен к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян и захоронен на спецобъекте «Коммунарка» (ныне мемориальное кладбище в пос. Сосенское Новомосковского административного округа Москвы). 8 сентября 1956 г. был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.
Как члена семьи изменника родины 28 ноября 1937 г. арестовали и жену Халепского Валентину Александровну. Через год ее осудили на восемь лет исправительно-трудовых лагерей, наказание она отбывала в Карлаге. Была освобождена 13 марта 1944 г. и умерла 7 июня 1970 г. в Москве.
Таким образом, должности, которые занимал И.А. Халепский в 1918-1937 гг., позволили ему получить огромный опыт руководящей и организаторской работы в трудных условиях Гражданской войны, послевоенного строительства нового государства и его вооруженных сил.
В то время требовались талантливые, инициативные и твердые руководители, преданные новой власти, обладавшие государственным мышлением, способные принимать верные решения по выполнению, стоявших перед ними задач. Опытным организатором, решительным человеком, обладающим незаурядными способностями и сильным характером, умевшим быстро ориентироваться в обстановке и эффективно решать сложнейшие задачи и являлся И.А. Халепский. Он пользовался заслуженным авторитетом среди связистов и танкистов, всегда поддерживал все новое и передовое. Иннокентий Андреевич проделал большую работу по строительству войск связи и мотомеханизированных войск, форсированному развитию и модернизации вооружений РККА с привлечением технической помощи зарубежных фирм и разумного заимствования их опыта, а в последующем – с опорой на базу растущей отечественной автотракторной промышленности. Благодаря неустанной деятельности И.А. Халепского методом проб и ошибок немногочисленные и ограниченно развитые мотомеханизированные войска РККА превратились в крупные и мощные автобронетанковые войска.
Советник РАРАН, кандидат исторических наук В.С. Хохлов