Японцы говорят: «порой один миг дороже сокровища». Эти слова прекрасно подходят к истребителю МиГ-15. 30 декабря 1947 г. состоялось важное для советской военной авиации событие, летчик В.Н. Юганов впервые поднял в воздух реактивный истребитель И-310. Этот самолет в марте 1948 г. запущен в серию под маркой МиГ-15 и в последующем выпускался в 15 модификациях. Всего построено более 12 тыс. экземпляров. Этот реактивный истребитель стал самым массовым в истории авиастроения. Кроме СССР, по лицензии он выпускался в КНР, Польше, Чехословакии и поставлялся на вооружение более 40 стран Дальнего и Ближнего Востока и Организации Варшавского договора.
Разработка самолета, названного в последующем МИГ-15, началось на основании Постановления Совета министров СССР 493-192, которое было утверждено 11 марта 1947 г. В тактико-технических требованиях к этому истребителю было указано его предназначение: ведение активного воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника; отражение налетов авиации противника; действия по наземным целям; выполнение задач разведки и контроля боевых действий [1].
Проверка самолета показала хорошие характеристики. Военные испытатели отметили удачную компоновку вооружения и элементов истребителя, способствующей относительно легкой эксплуатации. Высокие показатели испытуемого самолета определили необходимость его запуска в серийное производство. Данное решение было утверждено Постановлением Совета министров от 15 марта 1948 г. № 790-255. Надо сказать, что поставка истребителей началась еще до окончательного проведения испытаний. В некотором роде это демонстрировало его надежность, в некотором – потребность в данных средствах вооружения.
Ускоренные темпы разработки заставили дорабатывать самолет уже в процессе его выпуска. Изменениям подверглось оперение, конструкция элерона, хвост, сидение пилота, лафеты и многое другое [2]. Замене подвергался и двигатель. Вначале это был РД-45 – копия английского реактивного двигателя «Нин», позднее его улучшенная версия – РД-45Ф, затем – ВК-1 [3].

Изображение марки с МиГ-15. 2005 г. Источник: URL: https://thumbs.dreamstime.com/z/россия-показывает-mikoyan-gurevich-mig-самолеты-серии-okb-i-дизайнер-воздушных-119863144.jpg
Несмотря на определенные недостатки, МиГ-15 продемонстрировал невиданные ранее характеристики:
скорость – 1042 км/ч;
скороподъемность – около 50 м/с;
дальность полета (без подвесных баков) – 1395 км;
максимальная высота полета 15,2 км.
Некоторые из них превзошли показатели, указанные в техническом задании.
При проектировании истребителя было решено установить на него три безоткатных пушки: две 23-мм НР-23 и одну 37-мм Н-37. Они были особенно эффективны в борьбе с бомбардировщиками. Пушки Н-37 была настолько мощной, что ее снаряды разрывали самолеты противника. Правда, у таких орудий был недостаток – его боеприпасы пробивали технику противника насквозь, после чего взрывались. По этой причине некоторые пилоты не брали с собой боекомплект к ним [4].

МиГ-15 Источник: URL: https://armedman.ru/samoletyi/1946-1960-samoletyi/istrebitel-mig-15bis-sssr.html
Самолет получился достаточно надежным и живучим. Во время боев во время Войны в Корее МиГ-15 мог получить множественные повреждения от 12,7-мм пулеметов, которыми вооружались американские истребители, но вернуться на аэродром. Стекло советского истребителя выдерживало лобовое попадание пуль. За простоту в обращении и надежность в использовании пилоты прозвали МиГ-15 «самолет-солдат» [5].
Стоит отметить определенные системы безопасности, ранее не применяемые в отечественных самолетах. МиГ-15 имел систему пожаротушения и оповещения о возгораниях в летательном средстве.
Доказательством эффективности МиГ-15 является их применение во время Войны в Корее. 10 ноября 1950 г. был сбит первый бомбардировщик B-29, через пять дней – еще два [6]. Уже через год произошло событие, получившие в историографии США название «черный вторник». Во время боя в небе Кореи, который состоялся 30 октября 1951 г., с американской стороны участвовал 21 самолет В-29 и около 200 истребителей. Против них действовало 56 советских истребителей МиГ-15. В результате воздушного боя США потеряли 12 бомбардировщиков В-29 и 4 истребителя F-84. Советская сторона потеряла лишь один истребитель [7].
Постепенно стало ясно, что поршневая авиация бессильна перед реактивными перехватчиками. Летчики американских бомбардировщиков не успевали отслеживать и наводить орудия на атакующие истребители МиГ-15. Таким образом данные изменения привели к выводу, что бомбардировщики в будущем должны быть более скоростными для преодоления ПВО. К таким выводам пришли как американские, так и советские специалисты. В некотором роде это дало определенное развитие ракетному вооружению.
Литература: 1. Цит по Арсеньев Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. М., 1999. С. 5.
2. Подрепный Е.И. Реактивный прорыв Сталина. М. 2013. С. 178.
3. Котельников В.Р., Хробыстова О.В., Зрелов В.А., Понамарев В.А. Двигатели боевых самолетов России. Рыбинск. 2020. С. 312.
4. Подрепный Е.И. Реактивный прорыв Сталина. М. 2013. С. 220.
5. Крылов Л., Тепсуркаев Ю. Самолет-солдат // Мир авиации. 1998. № 2.
6. Батюк В.И. Холодная война между США и СССР (1945 – 1991). Очерки истории. М. 2018. С. 59
7. Лобов Г.А. В небе Северной Кореи // Авиация и космонавтика. 1990. № 11. С. 31–32.
Советник РАРАН
А.А.Кузнецов