Истребитель-перехватчик МиГ-31 и сегодня считается самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире, находящимся по настоящее время на вооружении. Первый вылет самолета выполнен 16 сентября 1975 года Заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза А.В. Федотовым с аэродрома, расположенного в подмосковном городе Жуковском.
Работы по созданию МиГ-31 были начаты в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А.А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний - Г.Е. Лозино-Лозинский. Под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского (в будущем генерального конструктора многоразового космического комплекса «Буран») на самолет установили двухконтурные двигатели Д30Ф6 с электронным регулятором двигателя, созданными в ОКБ П.А. Соловьева. В 1975 году, работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза генерал-майор А.В. Федотов
Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/2069560/881927181/S600xU_2x
Первые предварительные летные испытания показали уверенные результаты, что стало основанием для их продолжения с одновременной подготовкой к серийному производству самолета, что является редким явлением в самолетостроении. В мае 1977 года истребитель был представлен на государственные испытания, по завершению которых был принят на вооружение 6 мая 1981 года.

Истребитель-перехватчик МиГ-31
Источник: https://russianplanes.netimagesto161000160046.jpg
Самолет в ходе серийного производства постоянно модернизировался. Первый опыт эксплуатации МиГ-31 показал необходимость увеличения радиуса его действия, для чего самолет оборудовали системой дозаправки топливом в воздухе, так появилась модификация МиГ-31ДЗ.
30 июня 1987 года летчик-испытатель Роман Таскаев и штурман-испытатель Леонид Попов пролетели на МиГ-31ДЗ через Северный полюс из Мончегорска (Кольский полуостров) в Анадырь (Чукотка) с двумя дозаправками топливом в воздухе в условиях низкого навигационного обеспечения над безориентирной местностью. Полет продлился 6 часов и 26 минут.
Серийные машины стали поступать на вооружение строевых авиационных частей, заставив США уважать наши воздушные границы. В советском Заполярье и на Дальнем Востоке после постановки на боевое дежурство данного истребителя сократились, а впоследствии и прекратились совсем полеты американских стратегических разведчиков SR-71.
Затем в 1989 году появилась модификация МиГ-31Б с модернизированной РЛС «Заслон-А» и ракетами увеличенной дальности.
В начале 1990-х годов в инициативном порядке построили образец экспортного варианта МиГ-31Э. Экспортный вариант этого самолета был участником многих международных авиасалонов и везде поражал участников своей мощью. Однако поставки самолета МиГ-31 на экспорт не состоялись по причине особой важности конструкторских решений, заложенных в самолет.
Расширенные боевые возможности самолета обусловили увеличение его экипажа до двух человек, появился штурман-оператор. Шасси имели уникальные двухколесные тележки для обеспечения взлета и посадки на грунтовую или утрамбованную снежную ВПП. Группа из четырех самолетов МиГ-31 была способна контролировать воздушное пространство по фронту огромной протяженности, обмениваясь информацией в закрытом режиме. Таким образом, самолет получил возможность ведения групповых и полуавтономных действий. В ходе летных испытаний модернизированного образца МиГ-31М в августе 1993 года воздушная мишень была захвачена на удалении 319,5 км.
В дальнейшем ОКБ им. А.И. Микояна разработало модернизацию самолета под названием МиГ-31БМ. В кабине экипажа изменилось информационное поле, появились многофункциональные индикаторы. Были увеличены возможности самолета по размещению дополнительной боевой нагрузки.
Высокая тяговооруженность самолета открыла широкие возможности дальнейшего совершенствования этого уникального истребителя. В настоящее время МиГ-31 стал по сути «многоцелевой боевой платформой» для применения как существующего, так и перспективного высокоточного оружия.

Ударный истребитель МиГ-31К с комплексом «Кинжал»
Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68c91eda95a8875ff56b572f_68c922877854021faa7f3be6/scale_2400
Именно поэтому первым отечественным носителем гиперзвукового комплекса «Кинжал» стал модернизированный самолет МиГ-31К, который в настоящее время успешно выполняет задачи в специальной военной операции в оперативной и стратегической глубине противника.
Страница истории развития «тридцать первого» с момента его первого взлета, состоявшегося 50 лет назад, не закрыта. Заложенные при его создании глубокие возможности модернизации поэтапно реализуются коллективом ОКБ им. Микояна и в наши дни. В соответствии с вызовами и угрозами военной безопасности продолжаются интенсивные работы по расширению функциональных возможностей уникальной боевой платформы воздушного базирования.
Советник РАРАН
Рыжов Г.Б.