31 декабря 2024 г. исполняется 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, начальника стартовой площадки во время запуска Ю.А. Гагарина в космическое пространство, заместителя начальника космодрома «Байконур» (1967-1969), Героя Социалистического Труда, генерал-майора А.С. Кириллова.
Анатолий Семёнович родился 31 декабря 1924 г. в г. Мытищи Московской области - центре Мытищинской волости Московского уезда Московской губернии (ныне - Московской области), в семье столяра-краснодеревщика
В 1941 г. окончил 10 классов средней школы №2 г. Мытищи. С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. работал слесарем на Челябинском заводе транспортного машиностроения (завод № 200), на котором в те годы был налажен выпуск направляющих для реактивных миномётов "Катюша".
Генерал-майор А.С. Кириллов
В 1942 г. призван в РККА, зачислен курсантом в Первое Московское гвардейское минометно-артиллерийское училище имени Л.Б. Красина, находившееся в г. Миассе Челябинской области.
По окончании училища, гвардии младший лейтенант А.С. Кириллов с декабря 1943 г. продолжил службу слушателем резерва офицерского состава гвардейских миномётных частей 2-го Украинского фронта (реактивных систем залпового огня «Катюша»).
С января 1944 г. А.С. Кириллов служил в 40-м гвардейском отдельном минометном дивизионе 7-го механизированного корпуса 3-го Украинского фронта в должностях: начальника разведки, а с апреля 1944 г. - командира взвода.
Представление на гвардии младшего лейтенанта А.С. Кириллова к награждению орденом Красной Звезды, 1944 г.
С 8 августа 1945 г. в той же должности служил на Забайкальском фронте, участвовал в войне с милитаристской Японией.
Гвардии лейтенант А.С. Кириллов
С сентября 1945 г. А. С. Кириллов продолжил службу в 40-м гвардейском отдельном минометном дивизионе 7-го механизированного корпуса Группы войск Приморского военного округа на Квантунском полуострове (район г. Порт-Артура) в прежней должности, а с марта 1947 г. - в должности начальника разведки.
Представление на гвардии лейтенанта А.С. Кириллова к награждению орденом Отечественной войны II степени, 1945 г.
В период с сентября 1949 г. по апрель 1955 г. подполковник А.С. Кириллов являлся слушателем кафедры систем управления ракет факультета реактивного вооружения Военной артиллерийской инженерной Академии имени Ф.Э. Дзержинского в Москве. В мае-июне 1955 г. находился в резерве командующего артиллерией Вооружённых сил СССР.
После создания научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР (НИИП-5 МО СССР), ныне известного как космодром Байконур, 30 июня 1955 г. А.С. Кириллов вместе с группой специалистов был направлен для укомплектования подразделений нового полигона, с назначением на должность старшего инженера-испытателя 2-й лаборатории 12-го отдела.
С февраля 1960 г. являлся начальником 18-й лаборатории - заместителем начальника 12-го отдела, затем - начальником 12-го отдела полигона. В октябре 1960 г. А.С. Кириллов назначен на должность начальника 1-го управления НИИП-5 Министерства обороны СССР
(начальника стартовой команды). Управлению были подчинены войсковые части: № 25741 (32-я отдельная инженерно-испытательная часть), № 14251 (914-я ракетно-техническая база) и №44083 (51-я отдельная инженерно-испытательная часть).
Звездным часом и огромным испытанием для 1-го Управления стало участие в подготовке запуска первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.
А.С. Кириллов впоследствии вспоминал: «...О нас, испытателях, мало говорят, еще меньше пишут. По-видимому, у многих может сложиться впечатление, что космонавт прибыл на стартовую позицию, сел в корабль, помахал всем ручкой, включил двигатели, взялся за ручку управления и полетел в космос. Все это исключительно далеко от истины. Дело в том, что ракета - это не самолет. Ракета - оружие автоматического действия. Готовится она долго, массу испытаний проходит таких, что диву даешься для того, чтобы проверить каждую мелочь, каждый болт, каждую гайку, каждый транзистор, чтобы он не отказал в полете. Для нас надежность - это самое главное требование в достижении успехов в работе...
За два часа на старт прибыл бело-голубой автобус. Первым вышел Евгений Анатольевич Карпов, помог сойти Гагарину на землю, и Гагарин, неся в руках чемоданчик, направился к Государственной комиссии, мы стояли в центре площадки, вся эвакуация была закончена. Гагарин подошел и начал докладывать: «Товарищ председатель Государственной комиссии! Старший лейтенант Гагарин к полету готов» ...
Сергей Павлович ночью к ним зашел, они с Титовым мертвецким сном спали, ему спать не хотелось и не пришлось. Он утром, когда приехал, рассказал: «Спят как миленькие, как будто мне лететь в космос, а не им» ...
Подняли его [Ю.А. Гагарина] к кораблю, начали задраивать люк. Напряжение все возрастало. Сергей Павлович волновался. Вдруг сверху, как гром с небес, доклад [О.Г.] Ивановского - ведущего конструктора: доложили с пульта подготовки, что один транспарант из трех, регистрирующих нормальный прижим крышки, не горит. Сергей Павлович взорвался, его очень трудно было успокоить: «Немедленно спуститься вниз и доложить членораздельно». Спустился Ивановский, мой начальник отдела - [В.Я.] Хильченко. Заикаясь, стали докладывать, что мы не знаем, но вот не горит транспарант. Пришлось принять решение - люк вскрывать. До этого за сутки провели тренировку по закрытию люка, проверке герметичности...
Оставалось около часа [до старта], посчитали - вроде укладываемся. Сняли люк, оказалось, что контакт сдвинулся со своего места, его поправили, закрыли люк, все загорелось. Все сделали, уложились в двадцать минут - вот что значит тренировка. В это время Павел Романович [Попович] около нас вел по радиопереговорному устройству переговоры с Гагариным. Юра сидел, даже по голосу ощущалась улыбка, чувствовал он себя надежно...
Самые страшные минуты - это когда нам... приходится уезжать в бункер и начинать набор стартовой схемы готовности... Задача «стреляющего», а это выпало на мою долю - после подачи каждой команды и определенной документацией выдержки уметь засечь выполнение каждой команды, убедиться, что все сделано, как надо, и не дай бог подать команду раньше, чем ты усек то, что произошло. А если, скажем, не отвалился наполнительный шланг или трубка - это чревато катастрофой на старте во время пуска или его отбоя. Солнце, как на грех, зашло за «спину» ракеты и смотрит мне прямо в глаза в перископ, поэтому очень трудно наблюдать за выполнением каждой операции... Когда пошли последние секунды, оставалось тринадцать секунд после отрыва до команды «зажигание», ощущения самые напряженные. Сергей Павлович очень волновался при пуске, но никогда этого не показывал, можно было увидеть алебастровый, белый цвет его лица, глаза вместо карих становились черными, застывшее лицо, только в глазах мольба: « Милый! Не подведи!..»1.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 г. начальнику управления полигона А.С. Кириллову за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В апреле 1962 г. с целью проведения испытаний ракет на жидком кислороде, 1-е управление 5-го научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР было переформировано в самостоятельное соединение - 1-е испытательное управление 5-го НИИП. Начальником вновь созданного управления был назначен инженер-полковник Анатолий Семёнович Кириллов. В 1963 г. он был удостоен почётного звания Заслуженного деятеля науки и техники Казахской ССР.
Личный состав управления принимал активное участие в проведении испытаний и принятии на вооружение первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, отработке межконтинентальных баллистических ракет Р-7А и Р-9, запусках первых искусственных спутников Земли и автоматических станций «Луна», «Венера», «Марс», спутников связи «Молния-1», космических аппаратов «Зенит» и «Космос», первого и последующих пилотируемых космических кораблей-спутников «Восток», космических кораблей «Восход» и «Союз», ракет-носителей и других космических аппаратов различного класса и назначения.
В апреле 1967 г. инженер-полковник А.С. Кириллов был назначен на должность заместителя начальника научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства обороны СССР по космической тематике. Постановлением Совета Министров СССР от 19 февраля 1968 г. инженеру-полковнику А.К. Кириллову было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы».
В июне 1969 г. он был откомандирован в распоряжение министра общего машиностроения СССР на должность заместителя начальника 7-го Главного управления с оставлением в кадрах Вооружённых Сил СССР. Управление занималось организацией сопровождения боевых ракетных комплексов.
3 декабря 1971 г. генерал-майору инженерно-технической службы Кириллову Анатолию Семёновичу было присвоено воинское звание «генерал-майор-инженер».
С 1976 года Анатолий Семёнович работал в должности директора Центрального лектория Всесоюзного общества «Знание».
18 ноября 1977 г. генерал-майор-инженер А. К. Кириллов был уволен из Вооружённых сил СССР в запас.
В 1982 г. избран членом правления Всесоюзного общества "Знание".
С ноября 1982 г. работал в Московском Авиационно-технологическом институте имени К.Э. Циолковского в должности старшего научного сотрудника.
26 апреля 1984 г. генерал-майору-инженеру в отставке А.К. Кириллову было присвоено воинское звание «генерал-майор в отставке».
Скончался 30 марта 1987 г. Похоронен на Новокунцевском кладбище г. Москвы.
Надгробный памятник на могиле А.С. Кириллова
Почётный гражданин г. Байконур.
Награждён Золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда (1961), двумя орденами Ленина (1961, 1966), орденами Отечественной войны I (1985) и II (1945) степеней, Красной Звезды (1944), орденом «Знак Почёта» (1957), а также многочисленными боевыми, ведомственными и юбилейными медалями.
Советник РАРАН С. Лавренов
1. Воспоминания генерал-майора А.С. Кириллова о запусках с полигона Тюра-Там космических кораблей «Восток» и запуске 12 апреля 1961 г. 2 апреля 1986 г., Москва // Российский государственный архив научно-технической документации. URL: https://t.me/rgantd/121.