26 ноября 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского полярника и деятеля, дважды Героя Советского Союза, девятикратного кавалера Ордена Ленина, почётного гражданина города Архангельска - Ивана Дмитриевича Папанина. Несмотря на успешную карьеру в различных советских структурах и ведомствах, в историю он вошёл именно благодаря своей работе в Арктике.
Иван Папанин родился 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье запасного матроса Военно-Морского флота Дмитрия Николаевича Папанина и его жены Секлетиньи Петровны.
Контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин
(источник фотоматериала)
Поскольку его отец работал в порту, вся жизнь мальчика прошла рядом с морем. Еще подростком он начал трудиться, закончив всего 4 класса начальной школы. Уже в 1908 году он пошел работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. По этому поводу позднее он чеховскими словами заметит: «В детстве у меня не было детства». В 1912 году Папанина как одного из лучших работников предприятия перевели на судостроительный завод в Ревеле (сегодня Таллинн), а в 1914 году призвали на военную службу.
В 1918 году Папанин участвовал в гражданских столкновениях в Крыму и на территории Украины. Он с самого начала поддерживал красное движение. Состоял в партизанском отряде. Организовывал большевистское движение на территории Крыма. Известно, что Папанин был в составе отряда Мокроусова, высадившегося неподалеку от Капсихора в 1920 году. В то время Крым был под контролем армии Врангеля. Спустя непродолжительное время Папанина отправили морем за подкреплением. Он пересек границу с Турцией контрабандным путем, там он получает подкрепление, и возвращается воевать с белобандитами.
Иван Папанин в молодости во время гражданской войны
(источник фотоматериала)
Затем Иван Дмитриевич занимал пост коменданта ЧК по борьбе с контрреволюцией. Выявлял саботажников. По некоторым данным, участвовал в репрессиях, а затем восстанавливал здоровье в больнице нервного профиля после полного эмоционального истощения.
В 1921 году был переведен на работу в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, после чего с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота. Последующая его биография с военным делом связана уже не будет.
Через два года последовало повышение, и его перевели в Москву, где молодой чекист занимался вопросами почтовой связи, а позднее возглавил Центральное управление военизированной охраны. По вопросам связи он работал и в Якутии, где руководил деятельностью по возведению радиостанций. Еще находясь в столице, он успел в 1923 - 1925 годах пройти обучение на Высших курсах связи, наконец-то получив образование. После учебы он уехал работать в Якутию для строительства радиостанции, после чего окончательно перешел на научно-исследовательскую работу в Арктике.
Иван Папанин в Арктике
(источник фотоматериала)
В 1932 году его назначают начальником недавно открытой на Земле Франца-Иосифа полярной станции в бухте Тихой. До этого Папанин уже бывал здесь, в качестве командира научной экспедиции на ледоколе Малыгин. Он поучаствовал в обмене почтой с дирижаблем Граф Цеппелин.
В 1934 - 1935 году работал на станции, которая находилась на Мысе Челюскин. Можно сделать вывод, что работать ему приходилось в очень суровых условиях. Однако именно тогда Папанин, скорее всего, окончательно и бесповоротно влюбился в Арктику.
Позднее Ивана Дмитриевича ждали еще более сложные испытания. В 1937 - 1938 году произошло то, что и сделало Папанина знаменитым в нашей стране и мире. Он возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Эта научная экспедиция дала не только бесценный опыт зимовки в таких условиях, но и обеспечила проведение необходимых наблюдений. До Папанина опыта такого полярного дрейфа не было ни у кого.
И. Папанин производит съёмку дрейфующей льдины
(источник фотоматериала)
Высадка на лед была организована в мае. Полярников и оборудование туда доставили самолетами. Но официальный старт экспедиции дали уже в июне. На станции осталось 4 человека. Помимо руководителя - Папанина, в состав экспедиции вошел метеоролог Федоров, радист Кренкель и океанограф Ширшов, а еще пес Веселый, которого прозвали «пятым папанинцем».
Для обустройства станции была выбрана льдина размерами 3х5 км. Она начала интенсивно таять уже к январю. За 9 месяцев полярного дрейфа льдина преодолела более 2000 км пути, и вышла в Гренландское море. Размеры ее к тому времени сократились до 0,3х0,2 км. Зимовщиков сняли на ледоколы Мурман и Таймыр.
Научные результаты, которые были получены в уникальном дрейфе, были представлены Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили очень высокую оценку специалистов. Работа дрейфующей станции действительно позволила собрать много важной и новой информации о суровом арктическом крае. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены это знаменитой экспедиции были представлены к званию Героя Советского Союза. При этом Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получил степень доктора географических наук.
Торжественный митинг по случаю возвращения «папанинцев»
(источник фотоматериала)
В конце 1939 года - начале 1940-го Иван Папанин успешно организовал экспедицию по спасению из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов». За удачную экспедицию по спасению ледокола Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Герой Советского Союза. Стоит отметить, что с 1939 по 1946 год он возглавлял Главсевморпуть. Должность начальника Главсевморпуть и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере Папанин занимал на протяжении всей Второй мировой войны. Его работа на посту начальника Главсевморпути была важна и в предвоенные годы, так как позволяла решить множество проблем с транспортировкой грузов по Северному морскому пути.
Первые годы на этом высоком посту он уделял большое внимание постройке в стране мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания, так как ещё в начале тридцатых годов стало ясно, что масштабы развертывавшихся в Арктике исследовательских работ и количество проводимых транспортных судов, особенно в такие дальние районы Севморпути, как устье Лены и Колымы, требуют мощных ледоколов.
Одним из таких ледоколов являлтся ледокол типа «Иосиф Сталин». Он имел следующие характеристики: водоизмещение - 10620 т, скорость - 15,3 узлов, мощность силовой установки - 9900 л.с., нормальный запас угля - 1470 т, полный запас угля - 2900 т, дальность плавания - 6000 миль, автономность - 18 суток, максимальная длина - 106,6 м, ширина - 23,1 м, осадка - 6,3 - 11,5 м, экипаж - 138 чел.
Ледоколы «Иосиф Сталин» и «В. Молотов» строились на Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в Ленинграде, а «Л. Каганович» и «А. Микоян» (изначально называвшийся «О. Шмидт») - на заводе имени А. Марти в Николаеве.
Проект, получивший номер 51, был разработан под руководством К.И. Боханевича. По архитектуре и конструкции корпуса суда в основных чертах повторяли «Красин», но при этом были на 7 м длиннее и на 1,5 м шире. Усовершенствовали также обводы корпуса. Он разделялся на 11 главных отсеков, в средней части располагались две высокие дымовые трубы (причем у судов ленинградской постройки они были вертикальными, а у николаевских - с небольшим наклоном назад). Ледокол имел три палубы и две платформы. В кормовой части на верхней палубе устанавливался легкий самолет (в 1950-е годы там смонтировали вертолетную площадку), а перед грот-мачтой имелась катапульта для двух самолетов авиаразведки (в полном варианте все три самолета никогда не были установлены). На судах создали комфортные условия для экипажа, размещавшегося в двух- и четырехместных каютах. Для ведения научных работ оборудовали гидрологические, гидрохимические и другие лаборатории. Рефрижераторы могли принять годовой запас продовольствия.
Ледокол «Иосиф Сталин»
(источник фотоматериала)
«Иосиф Сталин» заложили 23 октября 1935 г., спущен на воду он был 14 августа 1937 г. В первый рейс ледокол вышел 23 августа 1938 г. под командованием знаменитого капитана В. И. Воронина и направился для оказания помощи ледокольному пароходу «Г. Седов», дрейфовавшему во льдах Центральной Арктики.
В годы войны Иван Дмитриевич успешно организовал прием и переправку на фронт военных грузов, которые приходили в СССР морем из США и Великобритании, за что в 1943 году получил звание контр-адмирала.
В послевоенные годы Папанин постепенно отошел от практики. В 1946 году у Папанина выявили тяжелую форму стенокардии. В 1949 году в связи с ухудшением здоровья он вышел на пенсию. При этом он не бросал заниматься теоретической научной деятельностью. С 1949 по 1951 гг. он являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. Начиная с 1951 года и до конца своей жизни, Иван Дмитриевич Папанов возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно с этим, с 1965 года он являлся также директором Института биологии внутренних вод АН СССР, расположенном в поселке Борок. Иван Дмитриевич многое сделал для этого населенного пункта, добился его газификации и благоустройства. Много сделал Папанин и для ученых, в том числе репрессированных, которым было запрещено работать и жить в Москве. Он охотно брал их на работу, обеспечивал успешную реабилитацию.
Затем Папанин работал в отделе морских экспедиционных работ академии наук. Этот пост был пожизненным. С «властью» Папанин не конфликтовал, но и особого интереса к своей персоне в поздние годы жизни не любил. Известно, что он лично общался с Брежневым в санатории, где они оба проходили лечение. От сердечного заболевания, стенокардии, Папанин страдал до конца жизни.
Иван Дмитриевич Папанин скончался 30 января 1986 года от хронической сердечной недостаточности в довольно преклонном возрасте - 91 год. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою жизнь он успел стать почетным гражданином сразу четырех городов - родного Севастополя, а также Архангельска, Мурманска и Липецка и даже одной области - Ярославской. Его именем был назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде и Тихом океане, а также остров на Азовском море. Также в честь Папанина были названы улицы в ряде городов Советского Союза.
Теплоход «Иван Папанин», названный в честь исследователя
(источник фотоматериала)
Иван Дмитриевич Папанин - это академик без образования. Не каждому дано добиться таких успехов и с должным образованием. То же самое можно сказать и о его воинском звании. Папанин стал контр-адмиралом в 1943 году. До этого он был лишь обычным матросом в годы Первой мировой войны и никакого специального военного образования не имел.
советник РАРАН
А.Н. Зыков