14 декабря 2023 г. в зале Ученого совета Института русской политической культуры прошло заседание Научного совета Российского военно-исторического общества по подведению итогов деятельности за 2023 год. В ходе его проведения были подвергнуты обсуждению положения доклада председателя Научного совета РВИО доктора исторических наук, профессора А.А. Кошкина о достигнутых результатах деятельности общества в уходящем году.
В докладе было отмечено, что Научный совет РВИО на протяжении всего года на регулярной основе осуществлял проведение заседаний с решением как текущих вопросов, так и организации различных круглых столов по обсуждению актуальных проблем отечественной военной истории и развития текущей международной обстановки, включая ход специальной военной операции на территории Украины. Отдельное внимание было уделено рассмотрению результатов участия членов Научного совета в организации и проведении 1-го съезда-конференции историков России, состоявшемся 23 ноября 2023 г.
После подведения итогов был проведен круглый стол с обсуждением тем: «К восьмидесятилетию Тегеранской конференции Союзных держав 1943 г.» и «Годовщина "Зимней войны" 1939-1940 гг. в контексте современной политической ситуации в Европе».
Содокладчиками по первому вопросу стали профессор Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации Н.В. Илиевский и А.А. Кошкин.
Выступление с докладом Н. Илиевского.
В ходе своего выступления Н.В. Илиевский отметил, что решающее влияние на принятие лидерами СССР (И. Сталин), США (Ф. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль) стратегических решений оказал коренной перелом в войне, достигнутый в результате Сталинградской и Курской битв. Данные события изменили весь ход Второй мировой войны, а также выдвинули СССР в число держав, от влияния которых зависело послевоенное устройство мира.
В докладе А.А. Кошкина основное внимание было уделено рассмотрению значения данного И.В. Сталиным обещания союзникам вступить в войну против Японии через два-три месяца после разгрома Германии, на процесс ускорения открытия последними второго фронта, что стало одним из условий, ускорившим приближение окончательной победы, в том числе и над дальневосточным агрессором.
В докладе доктора исторических наук, профессора А.Ю. Плотникова были раскрыты причины, ход и результаты Советско-финляндской войны 1939-1940 гг., а также последующего восстановления дипломатических отношений между двумя станами.
Выступление с докладом А. Плотникова.
В ходе, развернувшейся по результатам выступления дискуссии с научным сообщением в режиме «он-лайн» на тему: «Парадоксы Тегерана: геостратегия как заложница геополитики союзников во Второй мировой войне» выступил доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН В.П. Зимонин.
Выступление В. Зимонина.
Он отметил, что Вторая мировая война изобилует примерами, когда пронизанная идеологией геополитика оказывала непосредственное влияние на достижение конкретных геостратегических целей, что наглядно проявилось при реализации принятых в Тегеране решений лидеров СССР, США и Великобритании. Один из основных парадоксов заключается в том, что на фоне достигнутого Советским Союзом в результате Сталинградской и Курской битв коренного перелома в Великой Отечественной войне более всего интерес к встрече с советским лидером И.В. Сталиным проявляли Великобритания и США, почувствовавшие, что СССР не только выдержал тяжелейшие испытания вооруженной борьбы против государств-агрессоров во главе с нацистской Германией, но и был в состоянии единолично принудить Берлин к капитуляции, что лишило бы западных союзников лавров победителей. Чтобы не опоздать «к дележу германского пирога» Союзники пообещали вскоре открыть давно обещанный второй фронт, заручившись обязательством СССР вступить в войну против Японии через два-три месяца после победы над Германией.
Высшие штабы союзников при этом просчитали, что потери в несколько десятков тысяч союзных войск в борьбе с не самыми боеготовыми немецкими войсками на западе Европы, предпочтительнее утраты, по их расчетам, 1-1,5 млн солдат и офицеров в случае, если бы им пришлось громить фанатично настроенных японских солдат на территории собственно Японских островов без вступления в войну против Японии Советского Союза и разгрома им более чем миллионной Квантунской группировки японских войск на сухопутном театре войны.
Очередным парадоксом тегеранских решений явилось то, что союзники надолго потеряли интерес к развертыванию решительного наступления в пределах Азиатско-Тихоокеанского театра войны, где военные действия приняли затяжной характер. Более того, возглавляемые лидером Гоминьдана Чан Кайши вооруженные силы Китая стали больше обращать внимание на борьбу с коммунистическими силами, нежели с японскими оккупантами, за что и были жестоко наказаны врагом. Японцы начали в апреле 1944 года невиданную по своим масштабам стратегическую наступательную операцию на Китайском ТВД под кодовым наименованием «Итиго» («№ 1»), целью которой было установление железнодорожного сообщения Пекин - Ханькоу, Кантон - Ханькоу и Хунань - Гуанси (Гуйлинь), обеспечение сплошной коммуникационной линии из Северного Китая в Южный, а также захвата американских военно-воздушных баз в Центральном и Южном Китае. В ходе боевых действий в апреле-декабре 1944 года гоминьдановцы потеряли около 1 млн солдат и офицеров, 10 крупных авиабаз, 36 аэродромов, около 2 млн кв. км территории с населением 60 млн человек. Японские войска захватили 45 городов, выведя из строя около 100 гоминьдановских дивизий. Лишь к лету 1945 года союзникам удалось восстановить утраченные в Бирме и Китае позиции, однако, военные действия ими были здесь окончательно свернуты вплоть до капитуляции Японии. Таковой стала стратегическая цена геополитических просчетов, а точнее - геополитических спекуляций союзников.
Было отмечено, что Советский Союз с честью выполнил все взятые в Тегеране на себя обязательства перед союзниками, поставив победные точки в борьбе с агрессорами как в Европе, так и в Азии.
Применительно темы, затронутой в докладе профессора А. Плотникова, В. Зимониным было отмечено, что его отец и тесть были активными участниками «зимней войны» против Финляндии, и на фоне их рассказов, а также результатов изучения доступных архивных документов и научной литературы, он полностью согласен с оценками докладчика.
В конце заседания В. Зимониным было предложено оценить деятельность Научного совета РВИО и его председателя за 2023 год как вполне удовлетворительную.
Член-корреспондент РАРАН В. Зимонин
Советник РАРАН С. Тарасов