Константин Карлович Папок родился 31 октября 1908 г. в Ростове-на-Дону в семье портных.
В послереволюционные годы отец и мать Константина Карловича делали все возможное, чтобы прокормить свою большую семью. Но, тяжелейшее материальное положение, связанное с разрухой и голодом в стране, не позволяло родителям это достойно делать. И в 1922 году родители вынуждены были отдать Константина Карловича, его сестру и братьев в детский дом на два года.
Начальное образование Папок К. К. продолжает получать с 1924 года в школе Армавира. После окончания школы он проучился один год в Ростовском индустриальном техникуме, затем поступил в Донской политехнический институт в Новочеркасске. После закрытия в 1930 г. нефтяного отделения химического факультета, Константин Карлович переводится в только основанный Московский Нефтяной Институт им. И. М. Губкина, который оканчивает в 1931 г. и получает диплом горного инженера-технолога по переработке нефти.
Константин Карпович Папок
С 1931 по 1945 гг. Папок К. К. работает в Научно-исследовательском институте Гражданского воздушного флота, ему пришлось начинать работать не только во вновь созданном институте, но и самому создавать лабораторию топлив и масел. В эти годы Константин Карлович издает более 60 статей.
В предвоенные годы формируется широкий круг научных интересов Константина Карловича: разработка методов контроля качества и применения топлива и масел, удаления нагара из двигателя, решение проблем статического электричества и обводнения топлива в бензобаках самолета. В то же время определяется стиль его работы, сочетающий углубленные научные исследования с обязательной практической реализацией полученных результатов.
В 1932 году появляются первые труды Константина Карловича, в журнале «Гражданская авиация» им были опубликованы аналитические статьи по методике использования авиационных топлив и масел в американском гражданском флоте. В том же году на Первой Всесоюзной бензиновой конференции в Грозном Папок К.К. делает, а затем публикует доклад «Авиационные топлива для гражданского флота».
Итоги своей научной деятельности Константин Карлович подвел в кандидатской диссертации «Применение кастролей в авиационных двигателях», блестяще защищенной в 1940 году и в монографии «Авиационные топлива и масла», написанной им совместно с Н. А. Рагозиным в том же году.
В 1942 г. Папок К.К. был призван в военно-воздушные войска. В годы войны он организует контроль качества топлива и горюче-смазочных материалов в авиационных фронтовых частях, занимается обучением техников, инженеров и начальников ГСМ. Применяемые Константином Карловичем меры значительно повысили выживаемость боевой техники, улучшив показатели и живучесть двигателей.
25 ГосНИИ МО РФ
В эти годы формируются два основных направления работы Константина Карловича: изучение образования отложений в двигателях и оценка эксплуатационных свойств моторных масел. Результатом исследований стала докторская диссертация «Термическая стабильность авиационных масел», которая была защищена в декабре 1946 года в институте нефти Академии наук СССР. В диссертации Константин Карлович обосновывает широко известный и применяемый до сих пор метод оценки термической стабильности масел.
В конце 1945 года Папок К.К. становится первым начальником созданного НИИ ГСМ Красной Армии (ныне - ФАУ «25 Государственный научно - исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации»), научная работа которого направлена на развитие теории и практики создания и модернизации горюче-смазочных материалов, технических средств службы горючего, получение и эффективное использование новых знаний для повышения боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности и экономики страны в целом.
Именно при создании института больше всего проявился талант Константина Карловича как ученого и организатора. Несмотря на большой объем поставленных задач в кротчайшие сроки удалось наладить и обеспечить проведение научных исследований, развить материальную и лабораторно-стендовую базы института. Результаты исследований НИИ широко применяются в промышленности, одним из таких стало внедрение многофункциональной присадки к маслам МНИ-ИП-22к, предназначенной для предотвращения интенсивного окисления масел.
Книга Константина Карловича «Дизельные топлива», Воениздат 1957 г.
Высокий научный уровень, который был достигнут институтом под руководством Константина Карловича характеризует тот факт, что уже в 1951 году, три работы института были выдвинуты на Государственную премию.
Папок К.К. руководил институтом до 1953 года, а позже работает заместителем начальника института по научной части, уделяя огромную роль усовершенствованию и модернизации технического оснащения института, качественному уровню проводимых в институте исследований и, что самое важное, росту научных кадров.
Константин Карлович продолжает активно заниматься научно-исследовательской деятельностью и систематически публикует результаты своих исследований. Более 100 работ опубликовано им за период с 1953 по 1961 годы. Они, кроме методов оценки эксплуатационных качеств горюче-смазочных материалов, посвящены разнообразным вопросам их применения. Под его руководством разработано более 20 различных методов и лабораторных установок, имитирующих работы топлив и масел в реальных условиях и позволяющих провести их качественную оценку.
Книга Константина Карловича «Смазочные материалы», Воениздат 1953 г.
В эти годы объем исследований НИИ ГСМ значительно расширился, а авторитет института настолько возрос, что в 1962 году в НИИ ГСМ был создан нештатный Координационный научно-технический совет для координации работы научно-исследовательских учреждений Министерства обороны и он стал головным в области своей деятельности.
О высоком научном уровне исследований в 1962-1968 годах свидетельствует выдвижение разработок на соискание Государственных премий и экспонирование на ВДНХ, которые, как правило, отмечались дипломами различного достоинства.
Немаловажной заслугой Константина Карловича и оценкой высокого научного потенциала НИИ ГСМ стало создание в 1961 году диссертационного совета.
Особое значение приобретают работы Константина Карловича в проблематике формирования химмотологии как самостоятельной науки. Он первым всесторонне рассмотрел назначение и определил организационную структуру химмотологии. Именно Папок К.К. в 1964 году придумал название этой прикладной науки (химия - мотор - логия), находящейся на стыке многих наук: химии и технологии нефти, теплотехники, машиноведения, экономики и т. п.
Константин Карлович не только выдвинул идею химмотологии, придумал её выразительное название, но и смог защитить её от скептического отношения, непонимания и определенного сопротивления некоторых кругов научной общественности.
Константин Карпович Папок
В 1964 г. в журнале «Химия и технология топлива и масел» Папок К.К. впервые вводит понятие химмотология, формулирует цели и задачи новой науки. В последующие годы Константин Карлович не только продолжал свои исследования, но и старался популяризировать новую науку.
Константин Карлович являлся членом нескольких специализированных советов по присуждению ученых степеней, одним из инициаторов создания в стране химмотологических исследовательских центров в разных отраслях промышленности, организовывал совещания и конференции по химмотологии, участвовал в написании сценариев учебных фильмов по применению топлив и масел.
Папок К.К. был автором серии увлекательных книг по топливам и смазочным материалам. Эти популярные издания отличаются ясным и информативным содержанием, выразительными, с большой изобретательностью выполненными рисунками.
Исследования и деятельность Константина Карловича получили поистине мировую признательность, он был введен в состав Национального комитета по нефти, принимал активное участие в международных программах по обмену опытом по проблематике применения горючесмазочных материалов и оценке их эксплуатационных свойств.
Папок К.К., являясь членом Национального комитета СССР по нефти, участвовал в четырех мировых нефтяных конгрессах: в ФРГ, Мексике, СССР и Японии. На двух из них он выступал с докладами на английском языке
Константин Карлович награжден орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, Красной звезды и различными медалями.
Папок Константин Карпович скончался 20 сентября 1977 г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Советник РАРАН
В.В. Истомин