В 8:56 по московскому времени 1 ноября 1963 года был произведен запуск первого в мире боевого искусственного спутника Земли, способного маневрировать, меняя высоту и наклон орбиты. Запуск «Полёт-1» (И-2Б № 102) производился на полигоне Минобороны СССР Тюра-Там (ныне космодром Байконур).
В 1959 году в США был запущен первый спутник-фоторазведчик по программе CORONA, который вел разведку территорий, прежде всего СССР и Китая. Полученные данные могли представлять угрозу для безопасности страны, поэтому в начале 60-х годов началась активная работа над проектами для борьбы со спутниками-разведчиками.
Боевой искусственный спутник «Полёт-1»
После запроса советского правительства ведущие конструкторские бюро, занимавшиеся разработкой ракетной техники в СССР, начали предлагать концепции противоспутниковых систем. В 1960 году появилось предложение от Королёва С.П. (советский учёный, один из основных создателей советской ракетно-космической техники, председатель Совета главных конструкторов СССР, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии), Микояна А.И. (советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР) и Кисунько Г.В. (генеральный конструктор противоракетной обороны страны, Герой Социалистического труда, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант) о создании беспилотного космического аппарата-перехватчика, оснащенного радиолокационными средствами для системы противоракетной обороны. Его планировали выводить на орбиту с использованием трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7.
Владимир Николаевич Челомей
Из-за сложности в производстве и значительных финансовых затрат предпочтение было отдано идее Челомея В.Н. (советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР), который опередил коллег и представил свой проект Хрущеву Н.С. раньше.
23 июня 1960 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ракетопланов, космопланов, спутников-разведчиков и баллистических ракет с самонаведением» опытно-конструкторскому бюро (ОКБ) №52 Челомея В.Н. в кооперации с другими конструкторскими бюро (КБ) были предписаны основные работы по созданию проекта в рамках программы «Истребитель Спутников» («ИС»).
Владимир Николаевич Челомей внимательно ознакомился с идеями коллег о тяжелых возвращаемых ракетопланах, и сделал вывод, что данная задумка окажется более дорогой и менее эффективной, чем простые одноразовые противоспутниковые системы. Поэтому в качестве оптимального варианта был выбран маневренный беспилотный спутник-истребитель.
Совещание у генерального конструктора В.Н. Челомея
Для достижения наибольшой эффективности по истреблению спутников Челомей В.Н. хотел использовать новейшие достижения ПВО, но не было ясности, удастся ли их применить к объектам, движущимся на орбитальных высотах и скоростях. Поэтому он явился в Комиссию Президиума Совета Министров СССР по вопросам военно-промышленного комплекса, обратившись к Горшкову Л. И. (заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета Министров СССР, инженер, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР), в поисках совета. Леонид Иванович считал, что единственной организацией, способной успешно справиться с такой сложной задачей, было КБ-1. Вот именно поэтому он направил Челомея В.Н к Расплетину А.А. (советский учёный и конструктор в области радиотехники и электроники, академик АН СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий) и Савину А. И. (советский и российский учёный в области глобальных космических информационно-управляющих систем и реактивного управляемого оружия, академик АН СССР и РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий).
В ходе беседы Владимир Николаевич предложил им принять участие в создании противоспутниковой системы. Расплетин А.А. согласился, но уточнил, что свободных специалистов сейчас нет. Савин А.И. же в свою очередь однозначного ответа не дал, отметив лишь то, что ему нужно подумать. Данный вопрос он обсуждал со своим коллективом, который изъявлял желание присоединиться к новому проекту. Савин А.И. отказался от проекта авиационной ракеты К-9 и направил высвободившиеся силы на решение задач Челомея В.Н.
Ракета Р-7 на стартовой позиции
Выбор носителя для вывода спутника-перехватчика на орбиту - другая проблема, с которой столкнулся коллектив. В постановлении от 23 июня 1960 года прямо говорилось, что ОКБ-52 в качестве основы для проектирования должна была использовать ракету Р-7. Но Челомей В.Н. хотел создать собственную ракету, которую можно было бы долго хранить в заправленном состоянии и быстро подготовить к пуску.
Данный вопрос он обсудил на большом совещании 3 августа, где собрались представители различных бюро и заинтересованных ведомств. Итогами данного собрания стали формирование Совета главных конструкторов и составление сквозного плана работ над линейкой новых ракет. Первая ракета из этой линейки разрабатывалась коллективом Филиала №1 ОКБ-52 под руководством Бугайского В.Н. (учёный и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники). Она получила обозначение Р-200, которое позднее сменилось на УР-200.
Запуск ракеты УР-200
Предложения Челомея В.Н. понравились руководству страны, и 16 марта 1961 года вышло поставновление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии работ по противоспутниковой обороне и космической разведке».
К апрелю 1961 года был подготовлен аванпроект комплекса, а уже в мае начали поступать материалы от многочисленных смежных организаций.
Сотрудники ОКБ-52 и специального конструкторского бюро №41 приняли решение создать перехватчик на основе пространственной ферменной конструкции без фюзеляжа. Космическая головная часть, обозначенная как «ИС» и имеющая кодовое название 5В91, состояла из нескольких компонентов: самого аппарата-перехватчика, сбрасываемого обтекателя и проставки для установки на ракету.
Схема космического аппарата серии «ИС»
Аппарат-перехватчик, имевший массу около 2 тонн, представлял собой силовую раму с контейнером в носовой части, который был назван «шайбой». В передней части «шайбы» располагалась сетчатая параболическая антенна, оснащенная излучателем для поиска и самонаведения. Внутри «шайбы» находились важные системы и компоненты, такие как командная система радиоуправления, бортовой вычислительный комплекс, радиолокационная станция, система ориентации и стабилизации, источники питания, телеметрическое оборудование, радиопередатчик с антеннами, а также распределительные и вспомогательные устройства. Силовая рама содержала шары-баки с топливом и баллоны со сжатым газом, а также четыре двигателя коррекции, которые были установлены перпендикулярно друг другу. За шарами и баллонами находился «спецотсек» с двумя выдвижными «спецгрузами» боевой части. В хвостовой части перехватчика были установлены двигатели разгона, а также системы жесткой и мягкой стабилизации.
Полигон Тюра-Там (ныне космодром Байконур)
Для запуска «ИС» было решено использовать полигон Тюра-Там, поскольку он идеально вписывался в существующую инфраструктуру. Однако возникли сложности при выборе местоположения командно-измерительного пункта. Этим вопросом занималась рекогносцировочная комиссия войск ПВО, которая решила остановиться на районе посёлка Дуброво (г. Ногинск). В 1962 году там началось строительство площадки Центрального экспериментального командно-вычислительного пункта управления и наведения комплекса «ИС», которое продлилось 2 года.
Показ образцов новой техники состоялось 11 февраля 1963 года в большом цеху филиала №1 ОКБ-52, который посетили Хрущёв Н.С. и Брежнев Л.И. с высокопоставленными военными во главе с Малиновским Р.Я. (советский военачальник и государственный деятель, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер Ордена «Победа», министр обороны СССР).
В сентябре 1963 года летный образец спутника И-2Б и специальный стенд, позволяющий осуществлять поворот спутника вокруг трех осей, были доставлены на полигон. В ходе процедуры вращения спутника в приборном отсеке была обнаружена перекатывающаяся гайка, которая представляла потенциальную опасность в невесомости.
Все предпусковые работы были завершены в течение 40 дней, поэтому Государственная комиссия по лётным испытаниям «ИС» под председательством начальника космодрома генерал-майора Захарова А.Г. (советский военачальник, помощник главнокомандующего по военно-учебным заведениям - начальник военно-учебных заведений РВСН (1965-1977 гг.), кандидат технических наук.) приняла решение о запуске.
Госкомиссия на полигоне Тюра-Там. (В.Н. Челомей - второй справа)
На орбиту спутник выводила двухступенчатая ракета «Р-7А» проекта ОКБ-1. Ракету «УР-200» к запуску подготовить не успели. В 11 часов 56 минут по местному времени 1 ноября 1963 года спутник был запущен с космодрома Байконур. Спутник успешно вышел на расчётную орбиту, занял правильную ориентацию и в нужное время включил разгонный двигатель, набрав тем самым недостающую скорость. Благодаря системе управления двигатели включались несколько раз в различных направлениях. После выполнения всей программы испытаний за 1,5 витка вокруг Земли спутнику было присвоено имя «Полёт-1».
Запуск спутника «Полёт-1» положил основу для дальнейшего развития программы «ИС». Главная цель этого запуска заключалась в проверке двигателей и систем управления аппарата. Спутник успешно прошел эту проверку, что позволило перейти к следующим этапам работы по программе.
Советник РАРАН
В.В. Истомин