Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Его отец был известным ученым-правоведом, профессором юриспруденции и преподавал в Петербургском и Московском университетах, а позднее, уже в советское время, являлся членом Верховного суда СССР и стал одним из авторов первого советского Уголовного Кодекса. Мать, Алексея Михайловича, также имела высшее образование - окончила Бестужевские курсы (Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, одно из первых женских высших учебных заведений в России), после чего преподавала историю.
Алексей Михайлович Исаев
Исаев А.М. получил среднее образование в школе-интернате, организованной его отцом, где преподавали известные педагоги - физик Фалеев Г.И., математик Колмогоров А.Н. и писательница Беклемишева В.Е. Школьные годы Алексею Михайловичу дали основательные знания по физике и математике и развили к тому же трудолюбие, любознательность, и целеустремлённость.
В 1925 г. Алексей Михайлович по настоянию отца поступил в Московскую горную академию и учился в ней без энтузиазма. В июне 1930 года Исаев А.М. был отчислен с последнего курса академии, а в августе того же года уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината.
В сентябре 1931 года решение об исключении Алексея Михайловича было отменено, он вернулся в академию и продолжил учёбу, окончил академию в декабре 1931 года. Затем последовал период исканий собственного пути: «Днепрострой», «Гипрооргстрой»с командировками на крупнейшие металлургические предприятия и Нижнетагильский металлургический завод.
19 августа 1934. Исаев А.М. направил директору авиационного завода № 22 заявление с просьбой принять его на работу. С октября 1934 года Алексей Михайлович работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова как конструктор бригады механизмов и шасси. Первая самостоятельная разработка Исаева А.М. - шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А, а также принимал участи в создании ближнего бомбардировщика «С».
С декабря 1939 года Алексей Михайлович был назначен ведущим конструктором самолета «И».
В 1940 году Исаев А.М. совместно с конструктором Александром Яковлевичем Березняком на авиазаводе № 293 (Химки) ОКБ Болховитинова В.Ф в инициативном порядке приступили к разработке ближнего истребителя «БИ» - первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).
Самолет БИ-1
В годы Великой Отечественной войны ОКБ с 1941 по 1943 годы работало в эвакуации в Билимбае Свердловской области. Несмотря на сверхсложные условия, самолёт «БИ» был создан в рекордно короткий срок и 15 мая 1942 года капитан Бахчиванджи Г.Я. (советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза) поднял его в небо.
Одним из направлений, по которому велись работы в ОКБ, стала доработка двигателя Д-1-А-1100, устанавливаемого на первые экземпляры БИ. Для ускорения работ в феврале 1943 года было создано подразделение с задачей - разработать ЖРД, руководителем которого становится Алексей Михайлович.
В декабре того же года подразделение приступает к работам над реактивным двигателем РД-1, государственные испытания которого пройдут уже в октябре 1944 г. В начале 1945 года прошли летные испытания седьмого экземпляра истребителя БИ с двигателем РД-1.
Летом 1945 года Исаев А.М. посетил Германию в составе группы специалистов для ознакомления с немецкой ракетной техникой.
В этом же году подразделение, возглавляемое Алексеем Михайловичем, приступило к разработке двигателя У-1250, на котором впервые в мире была отработана цельносварная камера сгорания.
Двигатель РД-1
Из-за невозможности получить одинаковую толщину стенок создать такую камеру не представлялось возможным без применения, предложенной Исаевым А.М., конструкции. Его идея заключалась в применении связанных точечной сваркой оболочек из листовой стали. После отработки конструкции камеры подобного тип стали классикой отечественного двигателестроения.
В 1947 году Алексей Михайлович принимает важное для себя и коллектива решении о переходе в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР, где под его руководством было создано ОКБ-2, принимавшее участие в работах по ракетной технике.
Годом позже ОКБ А.М. Исаева передано в НИИ-88 Министерства вооружения СССР (Калининград (ныне - г.Королев), Московская область),где преобразовалось в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. Коллектив под руководством Алексея Михайловича разработал двигатель У-2000, предназначенный для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».
До 1950 год Исаев А.М. занимается разработкой ракетного двигателя с тягой восемь тонн в секунду. На испытаниях ЖРД взрывался впервые секунды работы, позже было установлено, что это происходило из-за высокочастотных колебаний. Проблема была решена Алексеем Михайловичем разделением одной камеры сгорания на четыре с меньшей тягой, а позже для камер сгорания с большой тягой были разработаны антипульсионные перегородки, которые до сих пор используются во всем мире.
Королёв С.П. и Исаев А.М.
Успех коллектива ОКБ-2 вызвал интерес Королёва С.П. Первая веха их знаменитого сотрудничества - ракета Р-11. На её основе для Военно-морского флота была создана ракета Р-11ФМ.
В 1954 году был разработан новый ЖРД с насосной подачей топлива для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырёхкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Исаеву А.М. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В декабре 1958 г. ОКБ-2 объединились с ОКБ-3, под руководством выдающегося конструктора ракетных двигателей Севрука Д.Д., образовав ОКБ-2 под руководством Алексея Михайловича. Образованное конструкторское бюро в январе 1959 г. по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88 и полностью сосредоточилось на создании ЖРД для ракетной и космической техники.
25 апреля 1959 г. высшая аттестационная комиссия утвердила решение НТС НИИ о присуждении Исаеву А.М. ученой степени доктора технических наук.
Алексей Михайлович Исаев
Первым успешно выполненным заданием ОКБ-2 стала тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток». Она безупречно отработала при первом космическом полёте Гагарина Ю.А. и впоследствии применялась десятки раз, включая полёты всех советских космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход». Ею же оснащались и советские возвращаемые спутники.
Позже было создание корректирующих и тормозных двигательных установок, которые могли неоднократно включаться для коррекции орбит и траекторий полёта, стыковок, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю, Луну, Марс и Венеру. Такими двигательными установками оснащались пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и разведки.
В 1960-е годы под руководством Алексея Михайловича один за другим создавались новые типы двигательных установок для космических аппаратов различного назначения, но все их объединяло главное качество - высочайшая надёжность в работе.
В 1967 году ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ), а Исаев А.М. оставался в нём главным конструктором до конца своей жизни.
Памятник на могиле Алексей Михайлович Исаева
Исаев А.М. награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и различными медалями
Алексей Михайлович скоропостижно скончался 25 июня 1971 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Исаев А.М. почётный гражданин города Калининград (ныне - Королёв) Московской области.
В городе Королёве установлен памятник Алексею Михайловичу Исаеву, названа улица в честь него, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Советник РАРАН
В.В. Истомин