В блистательной полководческой биографии генералиссимуса Александра Васильевича Суворова-Рымникского немало блестящих побед, но взятие турецкой крепости Измаил занимает среди них особое место.
Турецкий султан Селим III связывал с этой крепостью особые надежды - она закрывала путь русским войскам в европейскую часть Османской империи - на Балканы. Соответственно, на усиление её обороны не жалелось ни сил, ни средств. Работы по усовершенствованию оборонительных укреплений велись в соответствии с последними требованиями тогдашнего фортификационного искусства французскими и немецкими специалистами. Как следствие, Измаил был превращен в неприступную крепость, где мог разместиться многотысячный гарнизон.

Художник М.М. Иванов. Взятие Измаила (со стороны Дуная)
Крепость имела мощные стены, высокий земляной вал с глубоким рвом перед ними и семь бастионов, защищавших город со стороны суши. Высота вала достигала 8 метров. Ров перед валом имел разные глубины - от 6 до 10 метров, ширина рва - до 12 метров, что позволяло осажденному гарнизону сосредотачивать внутри - и конницу, и пехоту для вылазок и контратак. Перед рвом были устроены «волчьи ямы» и всевозможные ловушки для нападающих. Высота бастионов, которые предстояло брать приступом, достигала 20 - 24 метров. Протяженность крепостных укреплений по внешнему обводу составляла около 6,5 км.
Подступы и дороги к ним прикрывались фланкирующим артиллерийским огнем (это позволяла конфигурация крепостного вала), поскольку ворота являлись самым уязвимым местом в системе обороны Измаила. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. войск, почти половину из которых составляла отборная султанская пехота - янычары.

Турецкие воины ХVIII века
На вооружении крепости находилось около 260 орудий, значительная часть из которых - крупных калибров, большие запасы боеприпасов и провианта. Комендантом Измаила был один из лучших полководцев султана, сераскир (главный начальник действующих войск) Айдос Мехмет-паша.
Мехмет-паша мог рассчитывать не только на боевой опыт и религиозный фанатизм подчиненных войск, но и на то, что фирманом (высочайшим указом) султана Селима III сдавшимся в плен грозила смертная кара.

Схема оборонительных укреплений Измаила
Русская армия еще не имела боевого опыта штурма подобного рода укреплений. Русские войска подступили к Измаилу в октябре 1790 г. Первоначальный, плохо подготовленный штурм крепости был отбит, после чего началась ей осада. Вскоре, в условиях начавшейся осенней непогоды, отсутствия осадных пушек, больших санитарных потерь начальники войск приняли решение снять осаду. Однако президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин настоял на продолжение осады, назначив командующим всеми войсками под крепостью Измаил генерала-аншефа (звание обозначало полного генерала, ниже фельдмаршала) А.В. Суворова-Рымникского.
К Измаилу, в осадный лагерь, А.В. Суворов прибыл утром 2 декабря.

Прибытие Суворова под Измаил и подготовка к штурму
В тот же день началась подготовка к штурму. Войска стали обучаться преодолевать ров и вал. Заготавливались разнообразные штурмовые средства: фашины1, штурмовые лестницы, шанцевый инструмент. Оборудовались дополнительные осадные батареи.
Численность русских войск, готовящихся к штурму, составляла 31 тыс. человек, в том числе кавалерии и казаков, имевших лошадей - 2,5 тыс.
По числу орудий русская артиллерия почти в два раза превосходила крепостную, но уступала ей в больших калибрах.
Накануне штурма А.В. Суворов направил Мехмет-паше 7 декабря два послания (одно из них - от главнокомандующего князя Г.А. Потемкина-Таврического) с предложением сдаться на почетных условиях. Послание А.В. Суворова звучало, как обычно, афористично:
«Я с войском сюда прибыл; 24 часа на размышление для здачи и воля, первые мои выстрелы уже неволя, штурм - смерть. Чего оставляю вам на рассмотрение». Ответом стало высокомерное заявление одного из измаильских пашей: «Скорее Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил...».
С утра 9 (20) декабря бомбардировку крепости начали осадные батареи начали бомбардировку крепости. Их огонь поддержали орудия Дунайской военной флотилии.

Схема штурма крепости Измаил
Приступ Измаила начался в 5.30 ночи, за два часа до рассвета, 11 (22) декабря 1790 г. На приступ пошли 9 штурмовых колонн, а том числе две казачьи. Три колонны (5 тысяч пехоты, 4 тысячи черноморских казаков) десантировались в город через Дунай с острова Чатал. Ими командовали генерал-майор Н.Д. Арсеньев, бригадир Черноморского казачьего войска З.А. Чепега и секунд-майор лейб-гвардии Преображенского полка И.И. Марков (Морсков).

Художник Федор Павлович Усыпенко. Штурм Измаила.
Остальные шесть штурмовых колонн атаковали с суши. Колоннами командовали: генерал-майор С.Л. Львов, генерал-майор Б.И. Ласси, генерал-майор Ф.И. Мекноб, бригадир (военный чин выше полковника и ниже генерал-майора) В.П. Орлов, бригадир М.И. Платов и генерал-майор М.И. Голенищев-Кутузов, которому ставилась задача овладеть Новой крепостью.
Впереди каждой из колонн шли лучшие отобранные стрелки для поражения защитников бастионов и вала, а также рабочие команды со штурмовыми лестницами и шанцевым инструментом для уничтожения искусственных препятствий.
Резерв был представлен четырьмя Донскими казачьими полками. Он был предназначен для оказания помощи пехотинцам в уличных боях.
Штурмовые колонны встретил шквал ружейного и пушечного огня. Атакующие, преодолев ров, по штурмовым лестницам стали взбираться на вал и бастионы. Первыми ворвались на крепостную стену егеря-екатеринославцы во главе с премьер-майором (помощником полковника Леонтием Неклюдовым, получившим тяжелое ранение.

Русские пехотинцы штурмуют крепостные стены.
В ходе штурма особо отличилась колонна под командованием генерал-майора М.И. Голенищева-Кутузова, взявшая Новую крепость.
В 6.30, спустя всего 45 минут после начала штурма и схваток на валу, крепостные стены Измаила оказалась в руках русских войск, после чего бой переместился на городские улицы. Через захваченные крепостные ворота в крепость были введены кавалерийские резервы, а также часть расчетов полковой артиллерии. Штурм, после ожесточенных боев, победно завершился около 16.00. Из 35-тысячного гарнизона в сражении пало убитыми 26 тыс. человек, 9 тыс. сдались в плен. Трофеями русской армии стала вся крепостная артиллерии, 42 речных судна, 345 знамен и др.
В соответствии с реляцией, потери русских войск составили убитыми 1 879 человек, в том числе 64 офицеров и 2 703 раненых, в том числе 253 офицера.
Труднейший штурм Измаила стал торжеством суворовского полководческого искусства. Сам Александр Васильевич впоследствии сказал, что на такой штурм можно «пускаться только раз в жизни».
Падение крепости, в значительной степени, привело к потере турками всего Северного Причерноморья от устья Дуная до Кубани согласно условиям Ясского мирного договора, заключенного 29 декабря 1791 (9 января 1792) между Россией и Османской империей.
Сам факт быстрого захвата с минимальными потерями мощной крепости был воспринят как чудо. Это событие стало одной из самых славных страниц военной истории нашей страны.
Победители были щедро вознаграждены. Нижние чины получили серебряные медали с надписью: «За отменную храбрость при взятии Измаила декабря 11 1790». Офицеры награждались орденами, в том числе орденом Святого Георгия и Золотым оружием.
Офицеры, участвовали в штурме и по каким-то причинам не награжденные, удостоились так называемых Измаильских золотых крестов, напоминавшие по форме Очаковский золотой крест. Они были приравнены к Георгиевским наградам и носились на георгиевской ленте.

Измаильский золотой крест.
А.В. Суворов, с полным основанием, рассчитывал получить за штурм Измаила чин генерал-фельдмаршала, но Потёмкин, ходатайствуя о его награждении перед императрицей, предложил наградить его чином гвардии подполковника или генерал-адъютанта, а также выбить особую памятную медаль с портретом покорителя Измаила (ранее подобной медали удостоился сам Потёмкин, и других прецедентов ещё не было). Медаль в честь Суворова была выбита, и он был назначен подполковником Преображенского полка. Таких подполковников было уже десять; Суворов стал одиннадцатым.
Сам главнокомандующий русской армией князь Г. А. Потёмкин-Таврический, приехав в Петербург, получил в награду фельдмаршальский мундир, шитый алмазами, а также Таврический дворец; в Царском селе было предусмотрено соорудить князю обелиск с изображением его побед и завоеваний. Назначенный комендантом крепости генерал-майор М. Кутузов был произведен в генерал-поручики.
Победе под Измаилом был посвящен гимн «Гром победы, раздавайся!» Гавриила Романовича Державина, считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.
В соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года 24 декабря является Днём воинской славы России - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова.
Советник РАРАН С. Лавренов
1. Фашина - связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами), верёвками или проволокой.