11 сентября отмечается День воинской славы России - день победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра, учреждённый Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
Русско-турецкая война 1787-1791 годов стала вторым военным конфликтом между Российской и Османской империями в годы правления Екатерины II. Ее итогом стал выгодный для России мирный договор в Яссах.

Фрегат «Святой Георгий» (слева) атакует турецкий
линейный корабль «Мансурие»
(источник фотоматериала)
В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Крымское ханство стало самостоятельным, а затем Крымский полуостров стал частью России. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 году отношения России и Турции оставались натянутыми, в том числе и из-за крымского вопроса.
Российская империя активно осваивала северное Причерноморье - Новороссию, создается Черноморский флот и соответствующая прибрежная инфраструктура. В 1783 году на берегах Ахтиарской бухты началось строительство города и порта, ставшего главной базой русского флота на Чёрном море. Новый порт назвали Севастополем. Основой для создания нового флота стали корабли Азовской флотилии, построенные на Дону. Вскоре флот стал пополняться кораблями, построенными на верфях Херсона, нового города, основанного вблизи устья Днепра. Херсон стал главным кораблестроительным центром на юге России. В 1784 году в Херсоне был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота - «Иосиф II». Здесь было учреждено Черноморское Адмиралтейство.
«Иосиф II» был парусным 80-пушечным линейным кораблём Черноморского флота Российской империи. При спуске корабля присутствовала императрица Екатерина II, а также австрийский император Иосиф II, в честь которого корабль был назван. В марте 1790 года судно было переименовано в «Рождество Христово» по личной инициативе Ф.Ф. Ушакова после принятия его в свою эскадру под личное командование.
Корабль обладал хорошими характеристиками: он был линейным, имел на вооружении 80 пушек на двух палубах, при этом обладал достаточной быстротой и манёвренностью.
Линейный корабль «Рождество Христово» под руководством Ушакова принял участие в семи крупных и самых важных морских баталиях с турецким флотом, каждое их которых окончилось безоговорочной победой России. Сам Ушаков в итоге войдет в историю как один из немногих полководцев который не проиграет ни одного сражения за свою службу.

Линейный корабль «Рождество Христово»
(источник фотоматериала)
Следует отметить, что Петербург пытался ускорить становление Черноморского флота за счёт части Балтийского флота. Однако Стамбул отказался пропустить русские корабли из Средиземного в Чёрное море. Порта (Правительство Османской империи) жаждала реванша, и стремилась не допустить укрепления России в Причерноморье, и вернуть утраченные территории. Прежде всего - Крым.
Реваншистские устремления Порты активно подогревала западноевропейская дипломатия. Англичане и французы оказывали сильное давление на Стамбул, призывали «не допустить русского военного флота в Чёрное море». В августе 1787 г. турецкий султан Абдул-Хамид I предъявил ультиматум русскому послу в Константинополе, в котором потребовал вернуть Крым и пересмотреть ранее заключенные договоры между Россией и Турцией. Эти наглые требования Петербург отверг. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали и заключили в тюрьму русского посла Я.И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.
К началу войны русский флот был значительно слабее османского. Военно-морские базы и судостроительная отрасль были в процессе создания. Не хватало необходимых запасов и материалов для постройки, вооружения, оснащения и ремонта кораблей. Черное море было ещё изучено слабо. Обширные территории Причерноморья были в то время одной из дальних окраин империи, которая была в процессе освоения. Русский флот сильно уступал турецкому в числе кораблей: к началу боевых действия Черноморский флот имел всего 4 линейных корабля, а турки - около 20. По числу корветов, бригов, транспортов, турки имели превосходство примерно в 3-4 раза. Только по фрегатам русский и турецкий флоты были примерно равны. Уступали русские линейные корабли и в качественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Ядро Черноморского флота, в основном большие парусные корабли, базировалось в Севастополе, а гребные суда и небольшая часть парусного флота находилось в Днепровско-Бугском лимане (Лиманская флотилия). Основной задачей флота была задача защиты Черноморского побережья с целью не допустить вторжения турецкого десанта.
Таким образом, если на суше Турция не имела преимущества над русской армией, то на море османы имели подавляющее превосходство. Кроме того, русский флот не имел сильного командования. Такие адмиралы, как Н.С. Мордвинов и М.И. Войнович, хотя и имели полную поддержку двора и множество нужных связей для развития карьеры, не были воинами. Эти адмиралы были нерешительны, неумелы и безынициативны, боялись боя. Они считали, что с имеющим видимое превосходство противником нельзя вступать в открытое сражение и придерживались линейной тактики.
Однако хоть адмиралы в то время и не обладали большим боевым опытом, среди старших офицеров флота оказался решительный и обладающий выдающимися военно-организаторскими способностями Фёдор Федорович Ушаков. Ушаков не был родовитым аристократом и не имел связей при дворе. Он всего сумел добиться собственными талантами и упорным трудом, посвятив всю свою жизнь флоту. Стоит отметить, что Главнокомандующий сухопутными и морскими силами на юге империи фельдмаршал князь Г.А. Потёмкин разглядел талант Ушакова и оказывал ему поддержку.

Контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков
(источник фотоматериала)
В результате русский Черноморский флот, несмотря на свою слабость, смог успешно противостоять сильному врагу. В 1787-1788 гг. Лиманская флотилия удачно отбила все вражеские атаки, турецкое командование потеряло много кораблей. Турки не смогли использовать своего превосходства в крупных парусных кораблях с мощным артиллерийским вооружением, так как на Лимане сложилось положение, напоминавшее ситуацию на балтийских шхерах во время Северной войны, когда подвижные гребные суда царя Петра успешно боролись со шведским флотом.
В то время как в Днепровско-Бугском лимане шли яростные бои, основная часть Черноморского флота - Севастопольская эскадра бездействовала, находясь на своей базе. Контр-адмирал Войнович боялся сражения с превосходящими силами османов. Трусоватый адмирал постоянно находил поводы не выводить корабли в море. Опоздав с выводом флота, он подставил корабли под сильный шторм (сентябрь 1787 г.). Более чем на полгода эскадра была выведена из строя и ремонтировалась. Лишь весной 1788 г. боеспособность была восстановлена. Однако Войнович, зная численный состав флота Гассан-паши, все еще откладывал встречу с турками. Только после решительных требований Потёмкина эскадра Войновича вышла в море.
18 июня 1788 г. корабли покинули Севастополь. В пути эскадра была задержана встречным ветром и только через 10 суток достигла острова Тендра. Навстречу двигался османский флот. Адмирал Гассан-паша имел огромное превосходство в силах: против 2 русских линейных кораблей было 17 турецких линейных кораблей. Большое преимущество турки имели в артиллерийском вооружении: более 1500 орудий против 550 русских пушек. Войнович растерялся и не смог повести русские корабли в бой. В минуту решительной встречи с противником он самоустранился от руководства русской эскадрой, предоставив инициативу командиру авангарда, командиру линейного корабля «Павел» капитану бригадирского ранга Ф.Ф. Ушакову. В течение трёх дней русские и турецкие корабли маневрировали, стараясь занять более удобное положение для боя. К 3 июля оба флота находились против устья Дуная, около острова Фидониси. Османы смогли сохранить наветренное положение, дававшее ряд преимуществ кораблям. Однако русские разбили значительно превосходящие силы противника. Это было первое боевое крещение Севастопольской эскадры - основного боевого ядра Черноморского флота.
Это сражение имело важные последствия. До сих пор османский флот обладал господством на Чёрном море, не позволяя русским кораблям совершать дальние походы. Рейсы русских судов ограничивались прибрежными районами. После этого сражения, когда турки впервые отступили перед русской эскадрой в открытом море, положение изменилось. Если до сражения при Фидониси многие турецкие командиры считали русских моряков неопытными и неспособными для боя в открытом море, то теперь стало ясно, что на Чёрном море появилась новая грозная сила.
В марте 1790 г. командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Он понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности.
Османский флот после сражения у Фидониси около двух лет не предпринимал активных действий в Чёрном море. Турки строили новые корабли и готовились к новым сражениям. В этот период сложилась тяжёлая обстановка на Балтике. Британцы активно подстрекали Швецию выступить против России. Шведская элита посчитала, что обстановка очень выгодна для начала войны с Россией, с целью восстановления ряда позиций на Балтике которые Швеция потеряла в ходе предыдущих войн. В это время Петербург планировал открыть боевые действия против Турции в Средиземном море, отправив эскадру из Балтийского моря. Средиземноморская эскадра была уже в Копенгагене, когда её пришлось срочно возвращать в Кронштадт. России пришлось вести войну на два фронта - на юге и на северо-западе. В течение двух лет шла русско-шведская война (1788-1790 гг.). Русские вооружённые силы с честью вышли из этой войны. Шведы были вынуждены отказаться от своих требований. Но этот конфликт сильно истощил военно-экономические ресурсы Российской империи, что привело к затягиванию войны с Портой.
Понимая, что добиться немедленной победы на сухопутном фронте не удается, турки попытались вернуть Крым в ходе десантной операции. Пройдя мимо Севастополя и тем самым выдав русским свои планы, турецкий флот отправился в крепость Анапу, где принял на борт войска десанта. Эта задержка позволила Черноморскому флоту подготовиться к сражению, которое и состоялось в июле 1790 года в Керченском проливе. Ф.Ф. Ушаков применил свою новую тактику морских сражений в этой битве и, несмотря на численное превосходство, турецкий флот потерпел поражение. План захвата турецким десантом Крыма был сорван. Но морская мощь Османской империи не была полностью подорвана.
Тот факт, что силы десанта остались неприкосновенными, давал главнокомандующему турецким флотом капудан-паше Гиритли Хусейну шанс на вторую попытку. Главным условием для ее успешного использования была победа над русским флотом. Хусейн, приходившийся зятем султану Селиму III, пообещал своему владыке, что на этот раз сумеет добиться победы. В помощь ему турецкий султан направил опытного адмирала - Сеида-бея.
Намереваясь уничтожить своего противника, турки собрали весомые силы. В состав эскадры, которая в августе 1790 года заняла позицию между Хаджибеем (нынешняя Одесса) и Тендровской косой, входили 14 линейных кораблей, восемь фрегатов и 23 вспомогательных судна с общей численностью экипажей 10 515 человек. Все эти корабли несли на своем борту 1400 пушек - почти вдвое больше, чем могли противопоставить им русские. В их распоряжении были десяток линкоров, шесть фрегатов, бомбардирский корабль и двадцать вспомогательных судов, всего чуть больше шести тысяч человек при 830 пушках. Хусейн-паша полагал, что русская эскадра не успела оправиться от предыдущих сражений и в ближайшее время ожидать ее выхода из Севастополя не следует. Но русские, быстро устранили повреждения кораблей, и Ушаков 25 августа вывел их в море.
На рассвете 8 сентября (28 августа по старому стилю) 1790 г. русская эскадра Ушакова внезапно появилась в районе стоянки турецкого флота у Тендры. На стороне русских были внезапность и выгодное положение относительно направления ветра - турки, не ожидавшие нападения, в спешке стали рубить якорные канаты и отходить к устью Дуная.
Ушаков приказал «нести все паруса». Передовые турецкие суда успели удалиться на значительное расстояние, но стремительный маневр русской эскадры угрожал отрезать другие их корабли.
Усилиями капудан-паши и особенно Сеид-бея туркам удалось побороть замешательство и организовать сопротивление. Чтобы прикрыть свой арьергард, турецкий командующий повернул на правый галс и спешно начал выстраивать суда в кильватерную колонну для боя на встречном курсе. А русские корабли, совершив сложный маневр, легли на параллельный неприятельскому флоту курс.
Встреча с противником была отчасти неожиданной и для русских моряков. Понимая, что выигрыш от внезапности встречи скоро сойдет на нет, адмирал Ушаков приказал двигаться на неприятеля, не меняя походного ордера в три колонны. Правда, чтобы иметь возможность в случае необходимости усилить тот или иной участок боевой линии, командующий русским флотом прибегнул к приему, который уже использовал в сражении в Керченском проливе. Он выделил три фрегата - «Иоанна Воинственника», «Иеронима» и «Покров Богородицы» - в резервную группу. Им предстояло стать авангардом атаки в случае перемены ветра или обеспечить атаку с двух направлений.
Основной удар русская эскадра направила на флагманскую часть турецкого флота. Для этого Федор Ушаков сосредоточил в голове передовой линии баталии шесть линейных кораблей при поддержке трех фрегатов, на борту которых находились две трети орудий всей эскадры. А огонь, который открыли эти пушки только тогда, когда до турецких кораблей оставалось не больше сотни метров - то есть с дистанции картечной стрельбы, оказался на редкость эффективным, в первую очередь за счет чрезвычайно меткой стрельбы.

«Сражение у мыса Тендра 8-9 сентября 1790 года». Картина художника Александра Блинкова, 1955 год
(источник фотоматериала)
Скоро многие турецкие корабли, в том числе флагманский корабль «Бахр-и Зафер», получили серьезные повреждения. Такой результат привел турецких моряков в замешательство, и вскоре весь их флот развернулся, чтобы уходить к Дунаю. Этот поворот, во время которого корабли турецкой эскадры не могли вести прицельный огонь, позволил русскому флоту усилить огневое воздействие. И турки не выдержали. Уже не соблюдая строя, они начали спешно выходить из сражения, стремясь как можно скорее покинуть место столь несчастливого для них боя. Надежда была только на то, что турецкие корабли, построенные французскими мастерами, имели перед русскими преимущество в скорости.
Усиление ветра и темнота вынудили адмирала Ушакова прекратить преследование противника. Впрочем, утром противник обнаружился поблизости от русской эскадры. Насколько близко, можно судить по такому факту. По распоряжению адмирала Федора Ушакова русские корабли получили право самостоятельного преследования противника, и командир фрегата «Амвросий Медиоланский» капитан-лейтенант Михаил Нелединской настолько увлекся, что в темноте вошел прямо в турецкую эскадру, вставшую на якорь. Чтобы не погибнуть, русские моряки, которых турки в темноте приняли за один из своих кораблей, не стали сразу поднимать флага. Они снялись с якоря вместе со всеми турецкими кораблями, но не дали полного хода. Постепенно «Амвросию Медиоланскому» удалось отстать от флота капудан-паши Гиритли Хусейна, после чего корабль поднял Андреевский флаг и присоединился к основным силам русского флота.
Увидев на рассвете 9 сентября августа стоявший невдалеке турецкий флот, Ушаков приказал немедленно сниматься с якоря и атаковать его. Турки, не успев оправиться от недавнего боя, решили спастись бегством.
Турки взяли курс к юго-востоку. Однако повреждённые корабли заметно снизили скорость и отстали. Замыкал строй адмиральский 80-пушечный корабль «Капитания». В 10 часов утра русский корабль «Андрей» первым приблизился к главному кораблю турецкого флота и открыл огонь. За ним подошли корабли «Георгий» и «Преображение». Вражеский корабль был окружен и подвергался жестокому обстрелу. Однако османы упорно сопротивлялись. Тогда к «Капитании» приблизился корабль Ушакова. Он встал на расстоянии пистолетного выстрела - 60 метров и «в малейшее время нанёс ему наижесточайшее поражение». Корабль горел и потерял все мачты. Турки не выдержали мощного обстрела и стали просить пощады. Огонь прекратили. В плен успели взять адмирала Сеид-бея, капитана корабля Мехмета и 17 штабных офицеров. Через несколько минут от пожара турецкий флагман взлетел на воздух. Другие корабли русской эскадры настигли турецкий 66-пушечный линейный корабль «Мелеки-Багари», окружили его и заставили капитулировать. Остальные турецкие корабли смогли сбежать.

«Сражение у мыса Тендра. 1790 г. Ф. Ф. Ушаков».
Картина художника Владимира Косова, 2019 год
(источник фотоматериала)
Сражение завершилось полной победой русского флота. В двухдневном сражении османы были разбиты, обращены в бегство и полностью деморализованы, потеряли два линейных корабля и несколько более мелких кораблей. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный линейный корабль и несколько мелких судов. Всего в плен попало более 700 человек. В донесениях султану турецкие флагманы писали, что число убитых и раненых «простирается» до 5500 человек. Турецкие корабли по обыкновению были переполнены людьми, из-за регулярных дезертирств набирали избыточные экипажи, а также несли десантные силы. Русские потери были незначительны - 46 человек убитыми и ранены, что говорит о высоком воинском мастерстве эскадры Ушакова.
Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате, при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии, российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил. За одержанную победу при Тендре Ф.Ф. Ушаков был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени.
Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.
советник РАРАН
А.Н. Зыков