День военного автомобилиста - профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех тех военнослужащих и военнообязанных, кому по долгу службы приходится или приходилось управлять теми или иными транспортными средствами.
Автомобильная техника в Русской императорской армии появилась в годы Первой мировой войны. Несмотря на малочисленность механических транспортных средств и их несовершенство уже тогда стало ясно, что за автомобилем в качестве транспортного средства будущее.
29 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге была сформирована первая в Российской империи учебная автомобильная рота. Её основной задачей являлась подготовка механиков-водителей для автомобильных частей русской армии.
Спустя почти девяносто лет, 24 февраля 2000 г., министр обороны РФ маршал Российской Федерации И.Д. Сергеев подписал приказ, который предписывал отмечать «День военного автомобилиста» ежегодно - 29 мая.
Появление автомобиля в армии изменило не только облик вооруженных сил, но и характер военных действий.К началу Первой мировой в Русской императорской армии было чуть более семи сотен автомобилей - как легковых, так и грузовых. Большинство из них было сосредоточено в уже упомянутой учебной автомобильной роте под командой полковника П.И. Секретёва, а также в штабных и крепостных автомобильных командах и авиационных частях. Для растущих потребностей фронта наличного автопарка было явно недостаточно.
К моторизации армии было привлечено Управление военных сообщений, впоследствии преобразованное в Отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба. Созданная на его базе Особая автомобильная комиссия была нацелена на комплексное развитие военно-автомобильного дела в стране.
В частности, возникла острая необходимость в оснащении специальными машинами, помимо сухопутных частей и соединений, других родов войск: авиации, артиллерии, а также инженерных, интендантских, медицинских и других подразделений и даже кавалерии.
У истоков военного автомобилестроения
Нехватка автомобильного транспорта восполнялась за счет военно-автомобильной повинности, предполагающей формирование резерва автомобильной техники путём принудительного изъятия её у населения с одновременным возмещением стоимости. Повинность была введена в действие 19 июля 1914 г.
Одна из автомобильных рот Русской императорской армии
Благодаря принятым мерам, количество отдельных автомобильных подразделений в армии резко возросло. Всего за 1914 год было сформировано одиннадцать авторот, семь отдельных автомобильных команд, две мотоциклетные роты и четыре отдельных мотоциклетных отделения.
Если в годы Первой мировой войны, автомобильная техника играла важную, но, в целом, вспомогательную роль, то ведение маневренных военных действий в период Великой Отечественной войны без использования автотранспорта было немыслимым.
Ситуацию с автомобильным транспортом в Советском Союзе изменила индустриализация, стартовавшая в мае 1929 г. Уже в 1930 г. СССР вышел на второе место в мире (после США) по темпам производства грузовиков.
Массовым советским автомобилем стал грузовой автомобиль ГАЗ-АА.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Вторым по массовости грузовиком стал среднетоннажный ЗИС-5 («трёхтонка), один из основных транспортных автомобилей Красной армии.
ЗИС-5 - советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъемностью 3 т.
Свою значимую роль в автотранспортном обеспечении командования Красной армии сыграла знаменитая «эмка».
ГАЗ М-1 («Молотовец-первый», неофициальное название - «эмка») - советский серийный заднеприводный легковой автомобиль в кузовах седан, пикап и фаэтон.
Автомобильные части РККА в годы войны внесли огромный вклад в обеспечение маневренности советских войск, доставки и эвакуации личного состава, военной техники и вооружения, буксировки прицепов и др.
Советские бойцы на одном из участков советско-германского фронта
В ожесточенных сражениях начального периода войны Красная армия потеряла огромное число автомобилей и иной военной техники. Из-за эвакуации заводов в восточные районы страны производство автомобилей было приостановлено, и только с весны 1942 г. оно возобновилось в ограниченных масштабах.
Сложившаяся ситуация заставила советское руководство обратиться за помощью к союзникам по антигитлеровской коалиции. С 1942 г. в Красную армию стали поступать автомобили преимущественно американского и канадского производства - около 50 моделей. Из этого числа более трети поставок (свыше 152 тыс. машин) пришлось на американский грузовик «Студебеккер».
Студебеккер (Studebaker USS) - трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 год. Был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью (по сравнению с советскими грузовиками того времени). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод - на все три оси.
Также Советский Союз получал ставшие популярными, в силу неприхотливости и повышенной проходимости, командирские машины «Виллис» и «Форд».
Willys MB (Виллис) - американский армейский автомобиль повышенной проходимости.
В годы Великой Отечественной войны стал выпускаться первый отечественный внедорожник ГАЗ-64. Эта машина показала отличную проходимость, она оказалась способной буксировать по бездорожью 45-мм противотанковую пушку.
ГАЗ-64 - советский военный полноприводный автомобиль с упрощённым открытым кузовом.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы о трагедии блокадного Ленинграда. Но, если бы не Дорога жизни и мужество советских автомобилистов, то жертв нацистской блокады было бы значительно больше. По тонкому льду Ладожского озера в осажденный Ленинград доставляли продукты, медикаменты, боеприпасы, а оттуда вывозили детей, раненых, ценное промышленное оборудование с ленинградских заводов. В каждой поездке водители рисковали жизнями, многие из них погибли под немецкими авиабомбами или проваливались вместе с машинами под лёд.
Ленинградская «Дорога жизни».
Спустя несколько десятилетий, во время войны в Афганистане, военные автомобилисты сыграли ключевую роль в обеспечении советского воинского контингента всем необходимым. Помимо этого, они выполняли гуманитарную миссию, оказывая помощь местным жителям.
Афганистан. Военные автомобилисты вернулись из очередного опасного рейса
В настоящее военные автомобилисты снова на переднем крае.
В Сирии водители военной полиции патрулируют территорию вблизи турецкой границы, доставляют, наряду с другими автомобильными подразделениями, гуманитарную помощь мирным жителям.
Огромная нагрузка легла на военных автомобилистов в зоне Специальной военной операции на Украине. Водители подразделений материального обеспечения осуществляют доставку всего необходимого личному составу на линию соприкосновения с силами украинских националистов, нередко попадая под огневое воздействие противника. Водители бензовозов доставляют топливо для российской боевой техники.
Водитель российского бензовоза доставил топливо на боевую позицию
Специально оборудованные КамаЗы используются для транспортировки тяжёлой боевой техники. Честь и хвала мужественным военным водителям!
КамАЗ-65225 в качестве «Танковоза»
Российская академия Ракетных и Артиллерийских наук присоединяется к поздравлениям всех военных автомобилистов с их профессиональным праздником.
Пусть сопутствуют вам удача, а техника будет надёжной!
Советник РАРАН С. Лавренов