29 апреля 1838 г. в Москве в семье крепостного портного родился Дмитрий Константинович Советкин - выдающийся русский инженер-механик, изобретатель и педагог, который сделал огромный вклад в развитие производственного обучения в России и за её пределами.
Дмитрий Константинович рано остался сиротой, но несмотря на жизненные трудности, с ранних лет проявлял интерес к обучению. Именно благодаря этому был принят в Московское ремесленное учебное заведение. После окончания обучения Советкин Д.К. остался в стенах ИМТУ (в 1863 году Московское ремесленное учебное заведение было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ)) в качестве репетитора, а затем стал возглавлять чертежную мастерскую. Карьера Дмитрия Константиновича развивалась в области прикладных работ. Так, в 1881 году он стал инспектором учебных мастерских ИМТУ.
Основной вклад Советкина Д.К. в науку был в области производственного обучения. Совместно с группой преподавателей ИМТУ Дмитрий Константинович стал автором первой научной системы начального профессионального трудового обучения в России. Эта методика стала известна как «Русский метод обучения ремёслам». В её основе лежала идея, что обучение должно быть практическим и направленным на решение конкретных производственных задач.
Советкин Дмитрий Константинович - русский инженер-механик, основоположник отечественной теории и методики производственного обучения.
Источник фотоматериала: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/
Новая методика систематического профессионального обучения была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге (1870 г.), на Политехнической выставке в Москве (1872 г.) и получила высшие награды. Так называемый русский метод обучения ремеслам стал широко известен, особенно после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене 1873, где он был удостоен Большой золотой медали.
Дмитрий Константинович также был автором многих научных работ и изобретений, в том числе таких как машина для производства гвоздей и устройство для пропитки древесины паром, также он сконструировал двухкорпусный плуг и трехконный привод молотильной машины, отмеченные золотыми медалями на Всероссийской выставке сельских произведений (Москва, 1864 г.).
Д. К. Советкин состоял членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ, почетным членом Парижской АН, Американского Совета по образованию.
После выхода в отставку в 1885 г. Советкин стал директором Владимирского земского ремесленного училища И.С. Мальцова, в создании которого по приглашению мецената Ю. С. Нечаева-Мальцова принимал активное участие с 1882 г. Первоначальный проект училища предусматривал освещение здания керосиновыми лампами и свечами, но Д. К. Советкин закупил за рубежом динамо-машину и использовал её как источник тока в электростанции. Вращаясь от английской паровой машины, через трансмиссию, динамо-машина вырабатывала ток и освещала с 1885 года мастерские училища. Так начала работать первая во Владимире электростанция Д. К. Советкина. В 1888 году электростанция была модернизирована, когда было приобретено оборудование для электрического освещения фирмы «Сименс и Гальске». В следующую модернизацию 1908 года паровая машина была заменена дизелем, а динамо-машина на более мощную — в результате освещение получили не только мастерские, но и все другие помещения училища. Электростанция Советкина Д. К. еще долго существовала как резервная, после того как училище было присоединено к центральной электросети, питающейся от построенной в декабре 1908 года городской электростанции инженера Русакова — по имени её создателя и владельца.
Оборудованные по его проекту учебные мастерские считались лучшими в Европе. Работая во Владимире, Советкин Д.К. продолжал совершенствовать и развивать свой метод обучения. Он счел целесообразным значительно увеличить число полезных учебно-производственных объектов («поделок» по тогдашнему выражению) и тем самым изменил систему обучения в «предметном» направлении. Так, например, уже в третьем классе ученики под его руководством изготавливали в мастерских училища универсальные ключи, труборезы, настольные тиски, сверлильные машинки и другие полезные вещи.
По ходатайству Владимирского губернского земского собрания за свою деятельность во Владимире Д. К. Советкин был награжден орденом св. Владимира 3 ст.
Памятная доска на здании бывшего Мальцевского училища.
Источник фотоматериала: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/
Благодаря своим научным достижениям Советкин Д.К. стал признанным авторитетом в области производственного обучения и был приглашен преподавать в ряд зарубежных учебных заведений, в том числе в Мюнхенском техническом университете. «Русский метод обучения» был отмечен на многих Всероссийских и Всемирных выставках, а спустя годы для МГТУ им. Н.Э. Баумана данный метод стал настоящим брендом, которым Университет гордится и по сей день.
В свою очередь, американский совет по образованию в знак благодарности и признания его огромных заслуг в области преподавания технических специальностей подарил Советкину Д.К. суперсовременное и редкое транспортное средство, представляющее собой двухместный открытый экипаж, развивающий скорость до 25 км/час. Это произошло благодаря широкому признанию «русского метода обучения» на западе. С 1885 года элементы «русского метода» применялись в следующих учебных заведениях: Королевская школа механических искусств в Комотау, Богемия; Государственный колледж в Ороно, штат Мэн, США; Факультет Механических искусств Университета Пердью, США; Пенсильванский и Вашингтонский университеты. А в Чикаго, Толедо, Балтиморе, Филадельфии и Омахе были организованы школы по типу Массачусетских.
Советкин в собственном автомобиле вместе женой и дочерью . 1900-е гг.
Источник фотоматериала: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Вклад Советкина Д.К. в развитие образования и науки остался надолго в памяти потомков. Его идеи и методики по сей день используются в производственных школах и университетах многих стран мира. Как основоположник отечественной теории и методики производственного обучения Дмитрий Константинович внёс значительный вклад в развитие отечественной и мировой педагогики.
«Русский метод обучения» реализуется на основе единства инженерного дела, освоения фундаментального содержания технологических процессов и воплощения полученных знаний на практике. В ходе изучения курсов технических дисциплин студенты проектируют и изготавливают конкретные технические устройства, которые поступают на рынок. Таким образом, в настоящее время при прохождении программы обучения студент осваивает навыки практической работы и выходит из стен вуза специалистом, готовым к профессиональной деятельности. Кроме того, учебные планы МГТУ (ИМТУ, МВТУ) имени Н. Э. Баумана разных лет традиционно демонстрируют оптимальное сочетание фундаментальных естественнонаучных и математических дисциплин, общеинженерных и специальных дисциплин.
Метод Дмитрия Константиновича по-прежнему лежит в основе подготовки инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Его ценность — в непрерывном развитии, в наполнении инновационными образовательными технологиями, эффективными учебными программами, обеспечивающими постоянную модернизацию учебного процесса на основе последних достижений в области разработки научного оборудования, программных средств, методик проектирования и проведения исследований.
Советник РАРАН
В.В. Истомин