Жозеф Яковлевич родился 26 февраля (10 марта) 1908 г. в г. Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область, Украина).
После окончания школы, с 1923 г., будучи 15-летним юношей, работал слесарем на котельно-механическом заводе «Труд» г. Харькова, где придумал усовершенствование для слесарного станка и получил патент на изобретение. Параллельно с трудовой деятельностью учился на вечернем рабфаке.
В августе 1929 г. его, студента третьего курса, как отличника, направили для продолжения учебы в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского.
Заместитель министра оборонной промышленности СССР генерал-полковник инженерно-технической службы Герой Социалистического труда, лауреат четырех Сталинских премий, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Жозеф Яковлевич Котин. 1972 год. Фото взято из доступных источников в Интернете: https://yandex.ru/images/search?pos=6&text=
В 1932 г. Ж.Я. Котин окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского. На защите его дипломного проекта присутствовал маршал М.Н. Тухачевский, руководивший в тот период перевооружением армии.
В 1932-1937 гг. работал инженером, затем начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина.
В 1937 г. Жозеф Яковлевич получил назначение на должность главного конструктора СКБ-2 на Кировском заводе в г. Ленинграде, где его первой работой стала модернизация среднего танка Т-28. В 1938 г. он начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финской войне 1939-1940 гг.
По её итогам тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ-1 («Клим Ворошилов») принят на вооружение.
Тяжёлый танк КВ-1. Фото взято из доступных источников в Интернете// https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
Практически сразу же Ж.Я. Котин приступил к работам по разработке модификации танка КВ, и в том же 1940 г. на вооружение принят КВ-2.
Тяжёлый танк КВ-2 Фото взято из доступных источников в Интернете// https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
Помимо этого, в предвоенный период СКБ-2 во главе с Ж.Я. Котиным разработало в 1940 г. еще более мощный танк – изделие №220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка и применена планетарная трансмиссия. Шли активные работы по созданию литых танковых башен. Велась разработка тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Но до начала войны эти работы не были завершены в полной мере.
За ведущую роль в разработке и создании танков серии «КВ» 17 апреля 1940 г. Жозеф Яковлевич был награждён своим первым орденом Ленина.
Военинженер 1-го ранга Ж. Я. Котин. 1940 год. Фото взято из доступных источников в Интернете// https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
В 1941 г. Ж.Я. Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности СССР (1941-1943) и параллельно главным конструктором Челябинского тракторного завода. В первые месяцы войны под руководством Ж.Я. Котина проходила эвакуация Кировского завода на Урал, ряда иных заводов и создание в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности – «Танкограда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в создании новых типов танков Котину Жозефу Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 г. о присвоении Котину Жозефу Яковлевичу звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» Фото взято из доступных источников в Интернете: Память народа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560655430/
При непосредственном участии Жозефа Яковлевича были разработаны тяжелые танки КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелый танк с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметный танк КВ-8, тяжелый танк с гаубицей калибра 122 мм КВ-9.
Одновременно были развернуты работы по совершенствованию серийного танка KB, на котором появилась более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, а на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня.
Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т), должен был обладать характеристиками тяжелого.
Летом 1942 г. Ж.Я. Котин начинает работу по созданию тяжелого танка ИС-1. Его эволюция послужила появлению самого мощного танка II мировой войны – ИС-2, со 120-мм лобовой броней и 122-мм пушкой, против которой не могли устоять немецкие тяжёлые танки.
Тяжёлый танк ИС-2 Фото взято из доступных источников в Интернете: https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
В 1943 г. в связи с устойчивым выпуском танковой продукции Жозеф Яковлевич был освобождён от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР и назначен главным конструктором и начальником опытного танкового завода №100 в Челябинске.
В 1943 г. Жозефу Яковлевичу присвоено звание доктора технических наук.
В 1943-1944 гг. под руководством Ж.Я. Котина на базе танков КВ, Т-34 и ИС конструктором Ф.Ф. Петровым созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122, чье производство было в кратчайшие сроки налажено на заводах «Танкограда». Эти самоходно-артиллерийские установки, которых не случайно прозвали «зверобоями», внесли огромный вклад в окончательный разгром вермахта.
САУ ИСУ-12 Фото взято из доступных источников в Интернете: https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
САУ ИСУ-152 Фото взято из доступных источников в Интернете: https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
Директор Музея трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода Надежда Дида отмечала:
«Сегодня в массовом сознании КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше помнят о Т-34. Но тяжёлые танки — это стратегия, это прорыв вражеской обороны. Как можно оценить вклад Жозефа Яковлевича Котина в победу? С огромным уважением, склонив перед ним голову. Это был человек потрясающей внутренней красоты, особого отношения к работе» [«Он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка КВ // RT. URL: https://russian.rt.com/science/article/490392-sozdatel-tanka-kv-josef-kotin].
Всего за годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено свыше 18 тыс. танков и самоходных установок.
31 июля 1944 г. Котину было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы, а через неделю ему вручили орден Отечественной войны I степени.
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Герой Социалистического труда Котин Жозеф Яковлевич. Вторая половина 1944 года. Фото взято из доступных источников в Интернете// https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
Во многом усилиями генерала Ж. Я. Котина и его соратников советское танкостроение в годы Великой Отечественной войны продемонстрировало всему миру свою небывалую мощь, способность работать и наращивать обороты в сложнейших условиях.
За выдающий вклад в Победу в Великой Отечественной войне Жозеф Яковлевич Котин 19 апреля 1945 г. был награждён полководческим орденом Суворова 2-ой степени.
В послевоенные годы Котин вернулся в г. Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2, продолжив работу над новыми проектами бронетехники с учётом бесценного накопленного опыта военного периода.
Уже 29 апреля 1946 года на вооружение Советской армии был принят новейший тяжёлый танк ИС-4, создателями которого были Ж. Я. Котин и его верный многолетний соавтор-помощник – главный инженер Н. Л. Духов.
Тяжёлый танк ИС-4 Фото взято из доступных источников в Интернете: https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
В 1949 г. в Министерстве среднего машиностроения СССР создан Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого было конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института был назначен Ж.Я. Котин.
В 1951 г. из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого был вновь назначен Ж.Я. Котин.
Здесь он руководил разработкой плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76) и др. Уникальный плавающий танк ПТ-76 до сих пор не имеет аналогов и состоит на вооружении двух десятков стран.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76Б. Фото взято из доступных источников в Интернете: https://dzen.ru/a/XgDRDPlhSQDAe1DP
Под руководством Ж.Я. Котина были разработаны также тяжёлый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортёр БТР-50П (на базе танка ПТ-76) и др.
Конструкторским бюро, которым руководил Жозеф Яковлевич, были спроектированы шасси для бронированных колёсных и гусеничных машин, а также для многочисленных самоходных установок, предназначенных для транспортировки и пуска баллистических ракет.
Примечательно, что одним из последних образцов техники, созданной при непосредственном участии Котина, стал колёсный трактор высокой мощности К-700 «Кировец», предназначенный для эксплуатации в мирных целях.
Колёсный трактор высокой мощности К-700 «Кировец» Фото взято из доступного источника в Интернете: https://yandex.ru/images/search?text=
Помимо напряженной конструкторской работы, ЖЯ. Котин занимался активной учебной деятельностью. В декабре 1947 г. он стал профессором и заведующим кафедрой «Автомобили и тракторы» энерго-машиностроительного факультета Ленинградского политехнического института.
13 ноября 1965 г. Жозефу Яковлевичу Котину было присвоено воинское звание генерал-полковника инженерных войск, а в 1968 г. он был назначен заместителем министра оборонной промышленности СССР.
На этом ответственном посту он трудился на протяжении четырёх лет, после чего вышел на заслуженный отдых.
Ж.Я. Котин – Герой социалистического труда, лауреат четырех Сталинских премий. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).
Депутат Верховного Совета СССР 2-го (1946-1950) и 6-го (1966-1970) созывов.
Награждён четырьмя орденами Ленина (1940, 1941, 1956, 1978), двумя орденами Октябрьской революции (1971, 1975), орденом Красного Знамени (1951), орденом Суворова первой степени (1945), орденом Суворова второй степени (1945), орденом Отечественной войны I степени (1944), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1951, 1958, 1966), тремя орденами Красной Звезды (1942, 1943, 1945), орденом «Знак Почёта» (1957), медалью «За боевые заслуги» (1944), а также многочисленными ведомственными и юбилейными наградами.
Ж. Я. Котин скончался 21 октября 1979 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память о Жоресе Яковлевиче многократно увековечена.
На родине прославленного конструктора, в городе Павлограде установлен памятник; в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода – бюст Ж.Я. Котина. Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4521 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, в которых жил Ж.Я. Котин.
Бюст Ж.Я. Котину установлен на территории Кировского завода. Фото Алексея Пиголицына Фото взято из доступного источника в Интернете:https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=21305
Установлен в городе Павлоград Днепропетровской области. Фото Александра Домбровского. Фото взято из открытого источника в Интернете:https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=17922
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге (улица Котина, дом 6, корпус 2) Источник: Герои страны: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9050
Из статьи, опубликованной в №2 научно-технического журнала Министерства оборонной промышленности СССР «Вестник бронетанковой техники» (1980), посвящённой памяти Ж.Я. Котина:
«Созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве образцы военной техники сыграли важную роль в обеспечении победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в укреплении оборонного могущества нашей Родины в послевоенные годы, а образцы тракторной техники в значительной степени способствовали повышению производительности труда в народном хозяйстве.
На всех постах Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый инженер-конструктор, ученый и организатор производства. Он успешно сочетал конструкторскую, производственную и организаторскую работу с большой государственной, общественной и научно-педагогической деятельностью. Он воспитал большой коллектив высококвалифицированных специалистов. Жозеф Яковлевич имел общительный, энергичный и жизнерадостный характер, отличался вниманием и чутким отношением к людям, пользовался большим авторитетом и уважением подчинённых» [Главный конструктор // Warspot. URL: https://warspot.ru/14237-glavnyy-konstruktor] .
Советник РАРАН
С. Лавренов