Иванко Михайлов родился 7 марта 1897 г. (н. ст.) в Фердинанде. Прогимназию (неполную среднюю школу) Иван окончил в родном городе в 1910 г., мужскую гимназию - в 1916 г. в городе Враце, после чего, в сентябре того же года, был призван в армию в артиллерию. В апреле 1917 г. как имеющий среднее образование был направлен в Школу офицеров запаса в Софии, по окончании которой в ноябре того же года, получил звание кандидата в офицеры (соответствует чину подпрапорщика). Был направлен в качестве заместителя начальника звукометрической команды 1-го артиллерийского полка 5-й Дунайской армии. В мае 1918 г. был произведен в чин подпоручика. В августе того же года И. Михайлова перевели в 16-й артиллерийский полк 3-й Балканской дивизии на должность начальника звукометрической команды. В этой должности и звании для него закончилась Первая мировая война.
В январе 1919 г. Иван Михайлов становится членом Болгарской коммунистической партии. Принимал деятельное участие в партийной и общественно-политической жизни города и области. Был избран секретарем молодежной организации при парторганизации города. В 1921 - 1922 гг. активно участвовал в кампании по сбору средств в помощь голодающим Поволжья. Регулярно участвовал в акциях партии в защиту молодого Советского государства.
В 1923 г. был выдвинут делегатом на очередной съезд комсомола, который, однако, не состоялся из-за военно-фашистского переворота 9 июня 1923 г. Был включен в состав подпольной военной организации и определен руководителем десятки. Принял активное участие в подготовке Сентябрьского вооруженного восстания 1923 г., подготовленного и возглавленного компартией Болгарии (БКП) под лозунгом создания единого антифашистского фронта. Восстание было ответом на установление военно-фашистской диктатуры. Был создан Главный военно-революционный комитет во главе с Г. Димитровым. Но страну накрыл фашистский террор: 12 сентября правительство Цанкова арестовало около 2,5 тыс. коммунистов, 21 сентября разгромило Военно-революционный комитет в Софии.
После подавления восстания И. Михайлов эмигрировал в Югославию, заочно был приговорен к 7 годам и 6 месяцам заключения. В июне 1924 г. по решению ЦК БКП нелегально возвратился в Болгарию с целью восстановления партийных и военных организаций в г. Фердинанде и области. За эту деятельность был заочно приговорен к смертной казни через повешение «на открытом месте в центре области».
В середине октября 1925 г. по решению ЦК БКП выехал с группой болгар в СССР. В Москву группа прибыла под вечер 30 октября 1925 г. и сразу же были приняты Георгием Димитровым в Заграничном представительстве БКП, находившемся на улице Горького (Тверском бульваре) в гостинице «Люкс». Иван Михайлов получил документы на имя Бурова Ивана Михайловича и начал жизнь в Советском Союзе с участия 7 ноября 1925 г. в праздничной демонстрации и посещения Мавзолея В.И. Ленина.
В середине декабря Буров Иван Михайлович вместе с Дубовым Георгием Ивановичем (также болгарином Живко Крычмарским) поступили в Военно-Техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Как вспоминали поступившие, в академии они были приняты очень радушно, «к нам отнеслись по-братски, как к своим, и учились мы в одной группе с советскими товарищами».

Слушатель ВТА им. Ф.Э. Дзержинского И.М. Буров
И.М. Буров был зачислен на механический факультет, возглавляемый Н.Ф. Дроздовым. Через год на базе баллистического и механического факультетов был создан основной в ВТА (по количеству обучаемых) факультет - артиллерийский. Все остальное время Буров обучался на этом факультете. Артиллерийский факультет был предназначен для подготовки артиллерийских инженеров, хорошо знакомых с задачами артиллерии в соответствии с современными требованиями. Лица, оканчивающие артиллерийский факультет, предназначались для службы в Артиллерийском Управлении, конструкторских бюро, артиллерийских школах, научно-исследовательских учреждениях, занимающихся вопросами баллистики, стрельбы, разработкой материальной части, ее испытанием и приемкой. Ведущими преподавателями у И. Бурова были: П.А. Гельвих, И.П. Граве, Н.Ф. Дроздов, Ф.Ф. Лендер, В.А. Микеладзе, А.А. Толочков, Н.П. Цитович - гордость всей отечественной артиллерии.
В своей автобиографии (1974 г.) Иван Михайлов записал:
«Во время учебы в Академии я руководил кружком истории ВКП/б/ на металлическом заводе на Выборгской стороне. Должен отметить, что мы, болгарские политэмигранты, пользовались в Академии полным доверием и уважением как руководства, так и слушателей, что воодушевляло нас, делало более старательными, способствовало нашему идейному росту, воспитанию в духе интернационализма. В декабре 1925 года по рекомендации Заграничного представительства БКП я был принят в ряды ВКП/б/ с сохранением непрерывности моего партийного стажа как члена БКП. Во время учёбы в Академии избирался в состав руководств парторганизаций. Жил полнокровной партийной жизнью и в рядах ВКП/б/ рос как подлинный марксист-ленинец, революционер-интернационалист. В Советском Союзе передо мной прошли все важные внутренние и международные события периода 1925-1945 годов. За 20 лет пребывания в Советском Союзе я так приобщился к жизни страны, к КПСС, ко всему, что происходило там, что эта страна стала для меня второй Родиной. Я никогда не забуду огромного братского гостеприимства советских людей, советской власти, КПСС. В августе 1929 года я женился па советской гражданке Лидии Антоновне Волковой из города Феодосии (Крым), с которой вот уже 45 лет мы живем дружной семьей. У нас два сына и одна дочь - Михаил, Владимир и Галина, которые родились в Советском Союзе, и пять внуков - три мальчика и две девочки. Мои сыновья - члены БКП».
Окончив Академию в августе 1930 г., И Буров был направлен на стажировку в качестве командира батареи в 11-й артиллерийский полк, который дислоцировался в Ленинграде. По прошествии 6-месячной стажировки его назначили военным представителем Главного управления артиллерии на завод «Новое Сормово» (Завод № 92 - Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово» Всесоюзного орудийно-артиллерийского объединения Наркомата тяжёлой промышленности - производитель вооружений и боеприпасов).

Завод № 9 в 30-х годах
Иван Буров стал непосредственным участником начала индустриализации Советского Союза, исполнителем планов сталинских пятилеток.
Завод, на который был направлен Иван Буров, был основан в конце первой пятилетки, в 1932 г. В 1934 году на заводе было организовано КБ во главе с конструктором артиллерийских систем В. Г. Грабиным.

Образец продукции Красного Сормово
Далее, из воспоминаний выдающегося артиллерийского конструктора В.Г. Грабина:
«Моя первая встреча с Буровым в Приволжье произошла в день нашего приезда на завод. Я поделился с ним нашими замыслами создать 76-миллиметровую дивизионную пушку специального назначения; тут выяснилось, что мы единомышленники. Иван Михайлович пообещал в меру своих сил помогать нам, он считал своим долгом принять участие в создании первоклассной артиллерии для Красной Армии. У Бурова были свои твердые взгляды не только на то, каким требованиям должен удовлетворять каждый тип орудия. Он хорошо знал требования ко всей системе артиллерийского вооружения Красной Армии, как инженер отлично разбирался в проектировании, конструировании, технологии, организации производства. На заводе широко использовались его знания.
Мы, конструкторы, видели в Елисееве и Бурове не только контролеров военного ведомства, но и знающих, думающих инженеров, часто с ними советовались. И тот и другой нередко приходили в КБ, смотрели чертежи, над которыми шла работа, замечания их всегда были дельными. На нашу просьбу принять участие в контроле за изготовлением пушки Ф-22 Василий Федорович и Иван Михайлович откликнулись тотчас же. Конструкторское бюро передало в аппарат военной приемки комплект рабочих чертежей и технические условия (ТУ) на пушку Ф-22. Военные приемщики помогали нам в решении многих производственных и организационных вопросов. Буров и Елисеев дали указание аппарату военного представительства принимать детали пушки Ф-22, а затем активно участвовали в ее испытаниях».
Эта пушка стала лишь своеобразным этапом на пути создания 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3 - самого массового орудия Второй мировой войны, лучшей пушки Великой Отечественной, принятой на вооружение в феврале 1942 г. и ставшей грозой бронетанковых войск и пехоты противника.

Занятие с личным составом взвода пушек ЗИС-3
Заметим при этом, что переделанная под противотанковое орудие советская Ф-22 получила немецкое наименование 7,62 cm Pak 36(r) и стала самым мощным противотанковым орудием вермахта в 1941 - 1942 гг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1939 г. завод № 92 был награжден орденом Ленина «за создание и освоение новых образцов вооружения». Значимый вклад в совершении данного акта сделал и герой нашей статьи.
Продолжим цитировать автобиографию И. Михайлова:
«В 1938 году принял советское гражданство, получив на это разрешение от Верховного Совета УССР, так как тогда работал в г. Киеве. По окончании Академии в Ленинграде получил звание инженера-артиллериста. В течение всего моего пребывания в Советском Союзе я находился на службе в рядах Советской Армии, последним моим чином, полученным там, был чин инженера-полковника.
Вторая мировая война застала меня па службе в Тамбовском артиллерийском техническом училище, где я был сначала преподавателем артиллерии, а затем старшим преподавателем, заведующим кафедрой и с 1943 года - начальником учебного отдела. С несколькими товарищами по работе в Училище, которые и в настоящее время живут в Тамбове, а также с рядом других советских друзей я поддерживаю переписку.
Конец войны застал меня там же, в Тамбове. Во время войны, в 1943 году, в течение трех месяцев находился на Северо-Западном фронте в связи с проверкой вооружения в боевых частях фронта.
В мае 1945 года через Главное управление артиллерии получил извещение Заграничного бюро нашей партии относительно возвращения в Болгарию. В начале июня 1945 года был извещен Управлением Кадров Министерства обороны СССР в том, что мне разрешается выезд в Болгарию. Перед отъездом на родину каждую группу политэмигрантов принимал Георгий Димитров. В первых числах июля Г. Димитров принял нашу группу в своем рабочем кабинете в ЦК КПСС. Узнав, что я брат Христо Михайлова и полковник Советской Армии, артиллерист, Г. Димитров задумался, по-видимому охваченный воспоминанием о Христо, и немного погодя сказал несколько теплых слов о нем как о коммунисте и деятеле партии. Затем, указав на меня другим, он сказал, что в моем лице видит будущего командующего артиллерией Болгарской Народной армии, что и произошло в действительности, когда в 1947 году в соответствии со штатным расписанием нашей армии была введена такая должность. На следующий день мы выехали в Болгарию».
Иван Михайлов стал активным участником создания Болгарской Народной Армии (БНА). Помимо служебных обязанностей ему было поручено проводить просветительные занятия с офицерами-коммунистами и он использовал с этой целью материалы, привезенные с собой из Советского Союза: решения ЦК КПСС, ряд брошюр. Эту работу приходилось вести тайком. В армии парторганизации в то время еще не было. Их было разрешено создавать лишь спустя несколько лет, когда в Болгарии было покончено с оппозицией. Очень большую помощь в создании БНА и подготовке ее кадров оказали военные советники - представители Советской Армии - после того, как из рядов болгарских вооружённых сил были изгнаны бывшие царские офицеры.
В БНА он работал непосредственно до конца 1950 г. (начальником оружейного отдела, командующим артиллерии, а в 1950 г. - заместителем министра народной обороны). В конце декабря 1950 г. И. Михайлов был избран Народным собранием заместителем председателя Совета министров. На этом посту находился до июня 1971 г. В это время по совместительству он был с февраля 1957 г. по июль 1958 г. министром транспорта и связи, а с июня 1958 г. по март 1962 г. - министром народной обороны. С июля 1971 г. стал членом Государственного совета НРБ. Долгие годы был заместителем председателя Государственного комитета обороны и начальником гражданской обороны НРБ. При исполнении этих служебных обязанностей всегда работал в тесном сотрудничестве с соответствующим партийными и государственными органами СССР. Со времени VI съезда БКП (1954 г.) и до ко своей кончины был членом ЦК БКП и членом Политбюро ЦК. Избирался депутатом Народного собрания 2-го, 3-го, 4-го, 5-го и 6-го созывов. Долгие годы состоял в Национальном совете Отечественного фронта. За заслуги в борьбе против капитализма и фашизма, за победу социалистической революции в Болгарии и в строительстве социализма, как и за заслуги в создании БНА армии ему были присуждены высшие государственные отличия: звание Героя Народной Республики Болгарии и звание Героя Социалистического Труда. В числе прочих наград, которых он был удостоен - шесть орденов Георгия Димитрова, а также монгольского ордена Сухэ-Батора, ордена Возрождение Народной Польши со Звездой. Последние два ордена получены им за подготовку кадров для Монгольской Народной армии и для Войска Польского во время войны в Тамбовском артиллерийском техническом училище). Кавалер советских орденов Ленина, Октябрьской Революции и двух орденов Красной Звезды.
Иван Михайлов не прерывал связей с родной академией. В архиве музея её хранится ряд писем, адресованных командованию, личному составу академии. В 1974 г. он посетил незнакомое ему здание академии, т.к. его учёба проходила в первых, ленинградских корпусах. Почти целый рабочий день он знакомился с постановкой учебного процесса уже ракетной академии, живо, весьма интересно рассказывал о быте слушателей тридцатых годов, о своих соратниках и учителях. Почётного гостя сопровождали начальник академии генерал-полковник Тонких Ф.П. и заведующий музеем генерал-майор Филиппович Н.А., окончивший ВТА на два года позже гостя. Техническое обеспечение встречи осуществлял автор данной статьи, тогда старший помощник начальника учебного отдела.

В музее альма-матер. Слева направо: Ф.П. Тонких, И. Михайлов, Н.А. Филиппович
Закончим рассказ выдержкой из автобиографии И.Михайлова:
«Вернувшись из Советского Союза на родину, я сохранил в своем сердце чувство огромной любви и уважение к КПСС и советскому правительству за то, что они дали мне возможность вырасти в сознательного и глубоко убежденного в правоте марксистко-ленинской идеологии коммуниста, революционера-интернационалиста; к советским людям за их братское и дружеское гостеприимство, за их патриотизм и невиданный героизм который они проявили, встав па защиту своего социалистического Отечества, и за тот трудовой героизм, которым отмечен их путь к социалистическому и коммунистическому обществу; к Советскому Союзу - первому рабоче-крестьянскому государству в мире, уверенно прокладывающему дорогу в новую жизнь, к счастью всех трудящихся, служащему примером для коммунистических и рабочих партий мира и международного революционного движения, оплоту мира и демократии на земле, государству, стоящему па страже коренных интересов народов всего мира, в том числе и верного и признательного ему болгарского народа. Остаюсь непоколебимым сторонником дружбы и братства между КПСС и БКП, между Советским Союзом и НРБ. Считаю великий Советский Союз своей второй Родиной.
Обо всем этом я не раз рассказывал трудовым людям, коммунистам и беспартийным нашей страны. Не было такого собрания, на котором бы я не говорил о братских отношениях, о дружбе между Болгарией и Советским Союзом. Это кардинальный вопрос нашей жизни».
Умер болгарский военачальник и государственный деятель 16 мая 1982 года.
Советник РАРАН
В.И. Углов