Павел Николаевич Куксенко родился 25 апреля 1896 года в г. Москве. Определенный вклад в его научно-техническое призвание внес его отец, который был инженером.
В 1913 г. Павел Николаевич закончил гимназию. Проявив интерес к естественным наукам, молодой П.Н. Куксенко был зачислен в Московский университет на физико-математический факультет. Закончить гражданское учебное заведение ему не удалось – началась Первая мировая война. В связи с этим Павлу Николаевичу пришлось получить военное образование по специальности инженера-радиста. После этого он был произведен в прапорщики и направлен на Румынский фронт в штаб речных сил Дуная, где был назначен начальником группы радиостанций. В это время получил ранение и был направлен на излечение. После Октябрьской революции вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
В годы Гражданской войны организовывал связь на Северном фронте, затем был переведен начальником радиоинспекции Западного фронта и начальником учебной радиошколы. С 1921 г. П.Н. Куксенко преподает курс «Радио» в Высшей школе связи в г. Москве.
В 1923 г. был сформирован Научно-испытательский институт связи РККА (НИИС). В этой организации П.Н. Куксенко назначили на должность начальника радиолаборатории. Здесь он ведет насыщенную научную жизнь: пишет труды и статьи по радиоэлектронике, является разработчиком ряда изобретений. Ему принадлежало авторство метода автоматического пишущего приема для радиотелефонных станций. В соавторстве с коллегой и приятелем – начальником НИИС А.Л. Минцем в 1925 г. был получен патент на изобретение регенеративного радиоприемника. Также П.Н. Куксенко непосредственно участвовал в создании средств радиоразведки, радиопеленгаторов и приемных устройств различного назначения.
Много внимания Павел Николаевич уделял работе в Обществе Друзей Радио СССР. Здесь в соавторстве с Ю.Г. Клячкиным и А.Л. Минцем они разрабатывают учебное пособие «Принципы радиотелеграфии и радиотелефонии». Научные публикации в исполнении П.Н. Куксенко получаются емкими и при этом доступными и захватывающими. Все это совмещалось с популяризацией знаний о радиотехнике. Много внимания Павел Николаевич уделял подготовке молодых людей – будущих инженеров, некоторые из которых стали знаменитыми учеными-конструкторами. Вот как говорит об этом в воспоминаниях академик РАН Б.Е. Черток: «Когда я только приобщался в школьные годы к радиотехнике, Куксенко уже учил нас уму-разуму в клубе радиолюбителей на Никольской и часто публиковался в радиожурналах, а я читал все, какие только были». «Старейшина советской радиоэлектроники» – именно так называл его Г.В. Кисунько в своих мемуарах.
Также П.Н. Куксенко являлся активным участником деятельности Российского общества радиоинженеров, которое просуществовало с 1923 г. по 1929 г. После расформирования члены этой организации – ведущие специалисты в области радиотехники, продолжили поддерживать контакты. На основании этого было возбуждено уголовное дело с предъявлением обвинения во вредительстве по инженерному радиоделу. Не избежал ареста и Павел Николаевич. Его задержали 26 января 1931 г. и обвинили в том, что он «вел работу, направленную к срыву радиотехнического вооружения РККА в целях ослабления обороноспособности СССР».
Интересно ознакомиться с той характеристикой, которую ему дал А.Л. Минц в ходе допроса: «Куксенко П.Н. – выдающийся радиоспециалист огромнейшего масштаба. Его достижения в области лампового приема идут наравне с лучшими европейскими. Он безусловно лучший специалист в области радиоприема в СССР». Судя по всему эти качества позволили Павлу Николаевичу избежать пять лет тюремного содержания, заменив ее работой в должности ведущего конструктора в Центральной радиолаборатории НКВД. В этой организации он трудился с 1931 г. по 1947 г.
Здесь продолжилась его научная деятельность: опубликовано несколько работ, осуществлено множество изобретений. Среди таковых было и обеспечение связью рекордных полетов. Во время одного из таковых, осуществляемой В.С. Гризодубовой, произошел отказ работы рации. За это Павел Николаевич был арестован второй раз. Однако и в этом случае он был освобожден, но продолжил работу в Центральной радиолаборатории НКВД.
Во время Великой Отечественной войны эта организация имела обширный спектр научных исследований. После эвакуации в Свердловск Центральная радиолаборатория НКВД под руководством П.Н. Куксенко осуществляла разработку разведывательных устройств, прибора ночного боя, радиовзрывателей. Кроме того, впервые в СССР создан, но не был принят на вооружение, взрыватель авиабомбы, обеспечивающий высотный подрыв.
За разработку радиоприцела бомбардировщика, который был испытан в боевых условиях при налетах советской авиации на Берлин, П.Н. Куксенко совместно с А.Л. Минцем удостоились в 1946 г. Сталинской премии III степени.
В связи с тем, что П.Н. Куксенко являлся автором значительного количества научных работ и изобретений 24 мая 1947 г. ему была присвоена ученая степень доктора технических наук. 19 декабря 1947 г. он избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук СССР.
8 сентября 1947 г. было создано Специальное бюро № 1, его начальником стал П.Н. Куксенко. При этом он являлся главным конструктором этой организации, разделив эту обязанность с С.Л. Берией.
Первым проектом для них стала система вооружения «воздух–море», получившая название «Комета». Значимость проводимых работ можно определить тем, что 16 ноября 1950 г. Постановлением Совета Министров СССР № 4631 П.Н. Куксенко было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Генерал-майор П.Н. Куксенко
Через некоторое время проект был успешно завершен. Опытный образец состоял из самолета-снаряда, размещенного на базе авиационного носителя с радиолокатором. При помощи радиоуправления он наводил боеприпас на цель и сопровождал в процессе полета.
После нескольких испытаний 25 ноября 1952 г. самолет-снаряд с боевым зарядом с одного пуска поразил назначенную цель. Эту дату принято считать днем рождения управляемого реактивного оружия. За эту разработку в 1953 г. П.Н. Куксенко получил Сталинскую премию I степени, а вместе с тем награжден орденом Ленина.
Во время очередного визита к И.В. Сталину состоялся разговор о разработке системы противовоздушной обороны г. Москвы. Советские истребители-перехватчики не могли обеспечить полноценную защиту неба столицы от налета стратегических бомбардировщиков США. Перед П.Н. Куксенко была поставлена разработать систему ПВО.
Так появилось Постановление Совета Министров СССР от 9 августа 1950 г. № 3389-1426 «О разработке управляемых снарядов-ракет и новейших радиолокационных средств управления ими, с целью создания современной наиболее эффективной ПВО городов и стратегических объектов».
По данному вопросу было принято предложение Конструкторского бюро № 1 (П.Н. Куксенко, С.Л. Берия, Г.Я. Кутепов). Система ПВО должна была достигнуть определенных требований. Во-первых, обладание «возможностью радиолокационного обнаружения вражеских бомбардировщиков… на расстоянии не менее 200 км», захвата и автоматического сопровождения вне зависимости от осуществляемых маневров. Во-вторых, обладание высокой вероятностью поражения бомбардировщиков противника «при скорости их полёта до 1000 км/час» на высоте 20–25 км». В-третьих, возможность «отражения массовых налётов бомбардировщиков». В-четвертых, защищенность от помех со стороны противника.
В связи с этим на КБ-1 и Министерство вооружения возлагались определенные обязанности, которые должны были выполнены в достаточно короткие сроки.
В Постановлении Совета Министров СССР также присваивался шифр комплексу работ над системой ПВО – «Беркут». Наименование состояло из первых букв фамилий главных разработчиков проекта: Берия – Куксенко – Кутепов.
Описание первоначального замысла построения ПВО г. Москвы с указанием конструкторов, включенных в кооперацию, оставил в своих воспоминаниях Г.В. Кисуньно: «Система «Беркут» должна была состоять из следующих подсистем и объектов:
– два кольца (ближнее и дальнее) системы радиолокационного обнаружения на базе РЛС 10-сантиметрового диапазона (шифр «А-100», главный конструктор Л.В. Леонов);
– два кольца (ближнее и дальнее) РЛС наведения зенитных ракет (шифр РЛС – изделие Б-200, главные конструкторы П.Н. Куксенко и С.Л. Берия);
– размещаемые у станций Б-200 и функционально связанные с ними пусковые установки зенитных управляемых ракет (шифр ракеты – В-300, генеральный конструктор С. А. Лавочкин; главные конструкторы: ракетного двигателя – А. М. Исаев; боевых частей – Жидких, Сухих, К. И. Козорезов; радиовзрывателя – Расторгуев; бортовых источников электропитания – Н. С. Лидоренко; транспортно-пускового оборудования – В. П. Бармин);
– самолеты-перехватчики, вооруженные ракетами «воздух-воздух», барражирующие в зонах видимости радиолокационных станций А-100 (шифр Г-400). Впоследствии разработка этих средств в составе системы «Беркут» была прекращена, то есть огневые средства системы определены в составе двух эшелонов (внешнего и внутреннего кольцевых рубежей) зенитно-ракетных комплексов Б-200 – В-300».
Грамотный научный замысел, созданный преимущественно П.Н. Куксенко, и слаженная работа всей кооперации, позволили провести первые исследовательские пуски в июне 1951 г. Как это свойственно, сложные системы вооружения проходят долгий цикл испытаний. Первый успешный перехват самолета, в рамках работ под шифром «Беркут», состоялся 26 апреля 1953 г. В этот день на полигоне Капустин Яр был поражен самолет-мишень Ту-4.
Однако Павлу Николаевичу не удалось довести проект до принятия на вооружение. И.В. Сталин на момент успешных испытаний был мертв. Вскоре был арестован Л.П. Берия. Эти события повлекли жестокие меры к его окружению.
Тут же были упразднены должности главных конструкторов КБ-1. С.Л. Берия был заключен под стражу. П.Н. Куксенко не арестовали, но сняли с должности, назначив председателем ученого совета организации, которую он до этого возглавлял. Разрабатываемая система ПВО г. Москвы была переименована в С-25. Ее главным конструктором был назначен А.А. Расплетин.
Павла Николаевича назначили на должность заместителя главного инженера КБ-1. В 1964 г. он стал председателем ученого совета этой организации. Также являлся научным руководителем отдела научно-технической информации.
Не смотря на отстранение от должности главного конструктора, Павел Николаевич продолжил разрабатывать проекты систем вооружения. Он предлагал авторские концепции способов засечки баллистических ракет.
Стоит отметить, что П.Н. Куксенко заботился о подготовке кадров для организации, в которой работал. Так, он был одним из инициаторов создания кафедры Московского физико-технического института для обучения специалистов для КБ-1.
Осознав, что состояние здоровье не позволяет ему выполнять работу на должном уровне Павел Николаевич 9 ноября 1978 г. написал заявление с просьбой об увольнении.
П.Н. Кусенко был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Дважды становился лауреатом Сталинской премии за разработку новых видов вооружения.
Блестящий ученый, конструктор ушел из жизни 17 февраля 1982 г., оставив большое научно-техническое наследие. Похоронен на Введенском кладбище.
Советник РАРАН
А.А. Кузнецов