Жозеф Яковлевич Котин (26 февраля (10 марта) 1908 г. - 21 октября 1979 г.) - гениальный конструктор советских тяжелых танков. Доктор технических наук, генерал-полковник инженерно-технической службы.
Ж.Я. Котин родился в семье обрусевших поляков из Павлограда Екатеринославской губернии (в настоящее время - Днепропетровская область Украины). Новорожденного назвали в честь дедушки матери. Рос Жозеф в многодетной семье. Уже в начальной школе он демонстрировал свои незаурядные способности и пытливый ум. Через три года после переезда семьи в 1920 году в г. Харьков Ж.Я. Котин окончил школу и начал свою трудовую деятельность рабочим на харьковском котельно-механическом заводе «Труд». На этом заводе Жозеф Яковлевич получил свой первый патент на изобретение оригинальных слесарных тисков.
В 1927 году Ж.Я. Котин поступил в Харьковский политехнический институт на автомобильный факультет. В 1929 году его с третьего курса этого института, как отличника учебы, откомандировали для продолжения учебы в Ленинград в Военно-техническую академию им. Ф. Дзержинского, факультет механизации и моторизации которой он блестяще окончил в 1932 году.
В 1932-1937 годах Жозеф Яковлевич работал сначала инженером, а затем начальником проектно-конструкторского сектора Военной академии механизации и моторизации РККА. Темой его кандидатской диссертации в 1935 году стала разработка танка для воздушного десантирования.
В 1937 году Ж.Я. Котин возглавил конструкторское бюро СКБ-2 «Кировского завода» в Ленинграде, где осуществлял модернизацию среднего танка «Т-28». С 1938 года коллектив конструкторов во главе с Ж.Я. Котиным вел работы по созданию тяжелых танков. В 1939 г. на вооружение поступил тяжелый танк КВ-1, который обладал высокой степенью бронезащиты и был вооружен 76-мм пушкой. На танк КВ-2, разработанный в январе 1940 года, было установлено 152-мм орудие, которое по своей боевой мощи превосходило все существовавшие тогда орудия танков всего мира (рис.1). В 1941 году был изготовлен в единственном экземпляре КВ-3 с 107 мм ЗИС-6, который был уничтожен в ходе боёв под Ленинградом, но он был существенной вехой в развитии танкостроения.
С июня 1941 года Жозеф Яковлевич стал заместителем Народного комиссара танковой промышленности. В первые месяцы он войны занимался эвакуацией Ленинградского Кировского завода на Урал, ряда других заводов и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности главным конструктором которого он был и назначен. За годы войны на Челябинском заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В годы Великой Отечественной войны Ж.Я. Котин осуществлял общее руководство выпуском тяжелых танков. Уже во второй половине 1941 года, несмотря на трудности в начале войны, связанные с эвакуацией и развёртыванием производства на новом месте, фронт получил 933 танка КВ. В 1942 году было построено уже 2553 танка КВ (включая КВ-1с и огнеметный КВ-8). Танкостроители в сложных условиях проявляли выдумку и находчивость, так из-за отсутствия дизелей В-2, 130 танков Челябинский Кировский завод в ноябре - декабре оснастил моторами М-17Т. В общей сложности за годы войны было выпущено 4800 танков КВ всех модификаций. Кроме того, выпускался огнеметный танк КВ-8, разрабатывались гаубичный танк КВ-9, самоходная установка КВ-7 и пусковая установка реактивных снарядов КВ-1к. КВ-9 представлял собой танк КВ-1, вооруженный гаубицей У-11- специальной танковой версии гаубицы М-30 калибра 122 мм. С осени 1941 г. разрабатывался КВ-13 (скоростной танк усиленного бронирования), однако дальше опытных образцов дело не пошло. Особенностью этого танка было полное отсутствие цветных металлов в его конструкции, кроме тех, что использовались в двигателе. В конце лета 1943 года на тяжелые танки стали устанавливать литые башни, а 76-мм пушка была заменена 85-мм пушкой (КВ-85).
Летом 1942 года Ж.Я. Котин организовал работу по созданию перспективного тяжёлого танка «ИС-1», развитием которого стал танк «ИС-2» с 122-мм пушкой. Танк ИС-1 (ИС-85) был принят на вооружение в январе 1943 года и выпускался в небольшом количестве до января 1944 года, так как уже накануне 1944 года был налажен выпуск новых тяжелых танков ИС-2 . ИС-1 по своей сути являлся глубокой модернизацией предыдущей модели тяжёлого танка Кв-1с. За основу были взяты последние варианты КВ-13. ИС-2 проектировался со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, как у опытного тяжёлого танка КВ-9.
Всего было изготовлено 107 танков ИС-1. До июня 1944 года было выпущено 850 единиц танков ИС-2. С июня 1944 года по май 1945 года заводы выпускали модернизированный танк ИС-2 с более мощной броневой защитой и установкой 12,6 мм зенитного пулемета ДШК. В общей сложности за время серийного производства было выпущено более 3, 3 тыс. танков ИС-1 (ИС-85) и ИС-2 .
В 1943-1944 годах под руководством Ж.Я. Котина на базе танков «КВ», «Т-34» и «ИС» были созданы «СУ-152», «ИСУ-152» и «ИСУ-122». Создание на базе тяжелого танка КВ самоходной артиллерийской установки СУ-152 стало, наряду с разработкой новейшего отечественного танка под маркой ИС-1, достаточно быстрым ответом на появление нового поколения немецких танков. Боевое крещение СУ-152 состоялось в Курской битве. Именно СУ-152 получила уважительное прозвище «Зверобой» за успехи в уничтожении «Тигров» и «Пантер». Иллюстрацией к оценке возможностей и степени напряженности выполненных работ является то, что самоходную систему 152-мм калибра коллективы Ф.Ф. Петрова и Ж.Я. Котина создали совместными усилиями за 25 дней.
Дальнейшей модификацией тяжелого танка был ИС-3, созданный в конце войны и принятый на вооружение в марте 1945 года. Броневой корпус ИС-3 собирался с помощью сварки из катаных листов гомогенной броневой стали. Для крыши использовались нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса было штампованным. Башня этого танка представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали. По сравнению со своим предшественником, ИС-3 стал качественным шагом вперед в области бронезащиты (рис.2). Хоть танк ИС-3 и не успел повоевать на полях сражений Великой Отечественной войны, именно ему выпала честь участвовать в совместном военном параде участников антигитлеровской коалиции в Берлине. Танки ИС по праву считались самыми мощными и состояли на вооружении Советской Армии длительное время после войны.
После войны Ж.Я. Котин вернулся в Ленинград, где снова стал главным конструктором Кировского завода. В послевоенные годы он руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов. Кроме того, Жозеф Яковлевич принимал участие и в создании антарктического вездехода «Пингвин» для советской антарктической экспедиции.
В 1946-1950 годах Ж.Я. Котин был депутатом Верховного Совета СССР. С 1948 года работал заведующим кафедрой Ленинградского политехнического института, где передавал свой уникальный опыт студентам. В 1968 году Жозеф Яковлевич стал заместителем министра оборонной промышленности и переехал в Москву. Здесь он и скончался в 1979 году. Похоронен Ж.Я. Котин в Москве на Новодевичьем кладбище. В Санкт-Петербурге его именем названа одна из улиц и машиностроительный техникум. На территории Кировского завода установлен бронзовый бюст Жозефа Яковлевича.
Награды Ж.Я. Котина: Герой Социалистического Труда, четыре ордена Ленина, два ордена Октябрьской революции, орден Красного Знамени, ордена Суворова I и II степени, орден Отечественной войны I степени, три ордена Трудового Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден «Знак Почета», лауреат четырёх Сталинских премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, медали.