В ядерном противостоянии важно сохранить свой потенциал для ответного удара. Поэтому ракетные средства доставки ядерного оружия должны обладать либо необходимой защищенностью, либо достаточной скрытностью. В первом случае в СССР были разработаны защитные контейнеры для шахтных ракет, во втором - мобильные пусковые установки. К таковым относились атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, а в случае России, еще и подвижные грунтовые ракетные комплексы автомобильного и железнодорожного базирования.
Идея создания боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) родилась в США, но технические проблемы реализации этого проекта и проблемы с железнодорожной сетью не позволили воплотить его в жизнь. В СССР узнав о возможности такой разработки, ученым и инженерам была поставлена задача, создать его аналог. Головным разработчиком стало Днепропетровское конструкторское бюро «Южное» возглавляемое В.Ф. Уткиным. Однако новая система вооружений столкнулось с конструкторскими задачами, которые не решались стандартным путем.
На этот счет существует легенда. Дело в том, что для скрытности, по замыслу, пусковая установка должна быть замаскирована под рефрижераторный вагон. При этом конструкция межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), была на два метра больше его размера. Решить проблему не получилось и перед докладом руководству, конструкторы решили выпить для храбрости коньяку. У одного из присутствующих оказался складной стаканчик, в который предполагалось налить жидкость. Он вскинул его резким движением, подставив для наполнения, но выпить собравшимся не удалось, в телескопическом раскрытии нашлось конструкторское решение. МБР оснастили раскладным обтекателем, который выдвигался в случае ее приведения в предстартовое положение. При помощи таких технологических хитростей БЖРК стал незаметен спутниковой группировке противника.
Пройдя приемку и испытания, 20 октября 1987 г. первый полк с БЖРК заступил на боевое дежурство. Каждый полк состоял из одного состава БЖРК, в который входил тягач ДМ62, вагоны, размещающие командный пункт и систему жизнеобеспечения, вагон-цистерна для топлива и три вагона с пусковыми установками, оснащаемых 100-тонными МБР РТ-23 УТТХ (по западной классификации 55-24 «Скальпель»). Носители могли оснащаться 10-ю боеголовками, способными доставлять полумегатонный боезаряд, а также содержали систему преодоления противоракетной обороны противника. Пуск МБР мог осуществляться с любой точки маршрута полка.
Всего в СССР было развернуто 3 дивизии с БЖРК по четыре полка в каждом. Места дислокации: Кострома, Пермь, Красноярск. Однако эксплуатация нового типа вооружения была достаточно мала. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений от 1991 г., установил его ограничение, а в последующем и полное сокращение.
После распада СССР эксплуатация БЖРК становилась затрудненной. Уникальное вооружение создавалось на территории Украины. Дальнейшее продление ресурса стало слишком затратным. К тому же отсутствовала уверенность в возможности передачи конструкторской документации потенциальным противникам. Железнодорожную составляющую стратегических ядерных сил России пришлось сократить. После выполнения своей миссии по стратегическому сдерживанию, БЖРК оставил положительный след в народном хозяйстве, развив сеть железных дорог. К тому же они в скором времени понадобятся - в последнее время ведется работа по созданию российского БЖРК «Баргузин».