13 мая 2016 года исполняется 70 лет со дня принятия Советом Министров СССР постановления №1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», которое впервые поставило задачу промышленного освоения и серийного производства баллистических ракет дальнего действия и других видов управляемого ракетного вооружения. Постановление положило начало становлению отечественной ракетно-космической промышленности и нового рода Вооруженных Сил - Ракетных войск.
Сразу же после окончания Второй мировой войны руководство Соединенных Штатов, опираясь на монопольное обладание атомным оружием, приступило к проработке проблем его применения для достижения стратегических целей в войне против СССР. В ноябре 1945 г. было подготовлено секретное исследование Объединенного разведывательного комитета МО США под названием «Стратегическая уязвимость России для американского воздушного нападения». В нем анализировалась возможность превентивного удара по Советскому Союзу. Прогнозируемые потери составляли 13 млн. человек.
Советское руководство, анализируя сложившуюся обстановку, учитывая экономические, политические и военно-стратегические факторы, отчетливо представляло степень угрозы, нависшей над страной. Оно понимало, что единственной альтернативой курсу новых претендентов на мировое господство могут стать только создание собственного ядерного оружия и оснащение армии и флота новейшими видами вооружения. Особое значение в укреплении нашего оборонного потенциала имело создание собственного ракетно-ядерного оружия. «Это была вынужденная, но необходимая мера, явившаяся ответом на атомный шантаж...», - вспоминал впоследствии Д.Ф. Устинов.
16 апреля 1946 г. на полигоне Уайт-Сендз США произвели первый пуск трофейной "Фау-2", что, как представляется, ускорило принятие политического решения руководством СССР.
29 апреля 1946 г. с 21 ч до 22 ч 45 мин в кремлевском кабинете И.В. Сталина проходило совещание по вопросам ракетостроения и ракетного оружия. Поводом для его проведения послужила докладная записка И.В. Сталину от 17 апреля за подписями Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, Н.А. Булганина, Б.Л. Ванникова, Д.Ф. Устинова и Н.Д. Яковлева.
На совещании были рассмотрены вопросы:
- о дальнейшей работе института, находящегося в Нордхаузене, и организованных в Германии конструкторских и технологических бюро по "Фау-2", а также о специалистах, работавших там;
- о вывозе в СССР оборудования и специалистов-немцев, работавших в Германии по "Фау-2";
- об организации опытных испытаний ракет "Фау-2", собранных в Нордхаузене;
- о необходимости создания специального полигона.
Итогом совещания стало подписание 13 мая 1946 г. председателем Совмина И.В. Сталиным постановления СМ СССР №1017-419 сс "Вопросы реактивного вооружения". Этим постановлением был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР под председательством Г.М. Маленкова (заместители председателя Д.Ф. Устинов, И.Г. Зубович, члены комитета Н.Д. Яковлев, П.И. Кирпичников, А.И. Берг, П.Н. Горемыкин, И.А. Серов, Н.Э. Носовский). Только недавно, после получения доступа к подлиннику постановления, выяснилось, что Маленкова на должность председателя назначил И.В.Сталин. Фамилию Маленкова он собственноручно вписал в документ. На комитет было возложено наблюдение за развитием научно-исследовательских, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению, рассмотрение и представление непосредственно на утверждение председателя СМ СССР планов и программ развития научно-исследовательских и практических работ в указанной области. А также определение и утверждение ежеквартальной потребности в денежных ассигнованиях и материально-технических ресурсах для работ по реактивному вооружению, контроль за выполнением министерствами и ведомствами заданий СМ СССР о проведении научно-исследовательских, проектных, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению, принятие оперативных мер по обеспечению своевременного выполнения указанных заданий. Специальный комитет по реактивной технике имел свой аппарат.
В соответствии с постановлением от 13 мая 1946 г. головными были определены: Министерство вооружения - по реактивным снарядам с жидкостными двигателями; Министерство сельскохозяйственного машиностроения - по реактивным снарядам с пороховыми двигателями, а также по неконтактным взрывателям, снаряжению и порохам; Министерство авиационной промышленности - по реактивным самолетам-снарядам, а также по жидкостным реактивным двигателям и производству аэродинамических исследований и испытаний ракет. По смежным производствам были утверждены: Министерство электропромышленности - по наземной и бортовой радиоаппаратуре управления, селекторной аппаратуре и телевизионным механизмам, радиолокационным станциям обнаружения и определения координат цели; Министерство судостроительной промышленности - по аппаратуре гироскопической стабилизации, решающим приборам; Министерство химической промышленности - по жидким топливам, окислителям и катализаторам; Министерство машиностроения и приборостроения - по установкам, пусковой аппаратуре, различным компрессорам, насосам и аппаратуре к ним, а также другой комплектующей аппаратуре.
В целях выполнения возложенных на министерства задач были созданы: главные управления по реактивной технике в министерствах: вооружения (7-е Главное управление численностью 120 человек; начальник С.И. Ветошкин); сельскохозяйственного машиностроения (6-е Главное управление численностью 58 человек; начальник А.В. Сахацкий); электропромышленности (10-е Главное управление численностью 71 человек; начальник А.А. Захаров), авиационной промышленности (14-е специальное Главное управление численностью 50 человек; начальник А.И. Еремеев); управления по реактивной технике в министерствах химической промышленности (специальное управление № 2 численностью 25 человек; начальник В.В. Офицеров), судостроительной промышленности (1-е управление численностью 59 человек; начальник В.Н. Третьяков), машиностроения и приборостроения (управление специального машиностроения численностью 21 человек; начальник К.К. Глухарев).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1946 г. на базе Министерства электропромышленности было образовано два новых министерства - Министерство электропромышленности и Министерство промышленности средств связи. Главное управление реактивной техники вошло в состав Министерства промышленности средств связи (6-е Главное управление). В 1947 г. в Министерстве электропромышленности было создано Специальное управление по реактивной технике (Спецуправление №2) численностью 24 человека. Для координации деятельности промышленности был создан Отдел по реактивной технике в Управлении планирования военной промышленности Госплана СССР численностью 27 человек (начальник Г.Н. Пашков) в составе пяти секторов: конструкций реактивного вооружения, приборов, топлив и специальных материалов, материально-технического обеспечения, комплектации и мощностей.
В соответствии с постановлением СМ СССР от 13 мая 1946 г. в стране начала складываться промышленная кооперация по изготовлению ракет дальнего действия. В этом вопросе активно использовался собственный исторический опыт. Создание производственных мощностей шло так же, как и в предвоенные годы, то есть за счет привлечения значительной части действующих цехов и заводов и некоторого строительства новых объектов. Над разрешением ракетной проблемы работали 63 завода 16 министерств и двух главных управлений при Совете Министров СССР, а для серийного производства были определены 17 заводов и 22 специальных цеха десяти министерств.
Ответственными исполнителями по созданию и производству ракет "Фау-2" были определены НИИ-88 Министерства вооружения (директор Л.Р. Гонор, главный конструктор С.П. Королев); завод №456 Министерства авиационной промышленности (директор Б.И. Свет, главный конструктор В.П. Глушко); НИИ специальной техники Министерства промышленности средств связи (директор и главный конструктор М.С. Рязанский); гироскопическая лаборатория СКБ Министерства судостроительной промышленности (начальник В.И. Кузнецов); ГИПХ Министерства химической промышленности (директор П.Л. Прокофьев); ГНИИ-22 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (начальник отдела А.А. Алиханов).
С первых дней работы над ракетой Р-1 возник ряд серьезных технологических проблем. Важнейшей из них была замена всех немецких материалов на отечественные. Б.Е. Черток, досконально знакомый с этой проблемой, отмечал, что немцы использовали при производстве ракет "Фау-2" 86 марок и сортаментов стали. Наша промышленность в 1947 г. способна была заменить аналогичными по свойствам только 32 марки. По цветным металлам немцы использовали 59 марок, а мы их могли найти у себя только 21. Требовалось иметь 87 видов неметаллов (резины, пластмасс, изоляции и т.п.), а наши заводы и институты способны были дать только 48.
Все эти задачи были решены. После тяжелейшей войны мы усвоили и превзошли немецкие достижения за очень короткий срок, что имело огромное значение для общего подъема технической культуры в стране, послужило мощным стимулом для развития новых научных направлений: от вычислительной техники и математического моделирования до поисков и создания абсолютно новых материалов.
Большие организационно-штатные изменения произошли в Министерстве Вооруженных Сил СССР. Были созданы управление реактивного вооружения в составе Главного артиллерийского управления ВС (4-е управление ГАУ; начальник полковник А.Г. Мрыкин, с 4.6.1946 генерал-майор А.И. Соколов) и управление реактивного вооружения в составе Военно-морских сил (4-е управление ВМС; начальник капитан 1-го ранга А.Г. Брезинский). В апреле 1946 г. на новый штат было переведено управление заказов, производства и снабжения гвардейских минометных частей (ГМЧ) ГАУ ВС численностью 143 человека (начальник полковник М.А. Комиссарчик). На него возлагались задачи серийных заказов, производства и поставок в войска реактивных снарядов, боевых установок и пусковых устройств, а также их эксплуатации и ремонта. В соответствии с решением министра ВС СССР от 23 июля 1947 г. в Генштабе был создан отдел реактивной техники в составе 8 человек.
В Министерстве ВС СССР были созданы Научно-исследовательский реактивный институт ГАУ (ныне 4-й ЦНИИ МО РФ), Государственный центральный полигон реактивной техники (ныне ГЦМП МО РФ, Капустин Яр); специальная артиллерийская часть для освоения, подготовки и пуска ракет типа "Фау-2" (Бригада особого назначения РВГК, в последующем 24-я ракетная дивизия). Всё это стало основой для создания в декабре 1959 года нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения.
Таким образом, постановление от 13 мая 1946 года стало судьбоносным для формирования новой отрасли промышленности - ракетостроения, которое уже через десять лет сделало нашу страну Родиной практической космонавтики.
Владимир ИВКИН, член-корреспондент РАРАН